Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал Собранiе
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 

Партнеры:

Дмитрий Санджиев "Любовь пространства"

18 октября - 14 ноября 2009

"Вдова чабана"

"Сон в летнюю ночь"

"Небесный кошкоцвет в период весеннего вращения"

"Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов…"

Эти слова из стихотворения Карамзина соответствуют необычной, волшебной живописи Дмитрия Санджиева.

Фантазия художника открывает путь в воображаемую страну, где сходятся Запад и Восток, Реальность и Миф, где Время и Пространство живут по особым законам.

Громкий успех пришел к Дмитрию Санджиеву еще на последнем курсе Московского художественного института имени В.И.Сурикова в 1981 году (хотя автору тогда было уже тридцать два). Его диплом, графическая серия "Вдова чабана", произвела такое сильное впечатление и оригинальной калмыцкой тематикой, и самобытностью авторского языка, что шесть работ были сразу закуплены Третьяковской галереей, а остальные три, показанные на 2-й Международной триеннале рисунка в Нюрнберге, были удостоены премии "Фабер-Кастель" и остались в Германии. Казалось бы, художник нашел свою тему, связанную с национальной экзотикой, и свою неповторимую манеру исполнения, обязанную виртуозному владению рисунком. И этого хватило бы ему на всю дальнейшую жизнь.

Но свою персональную выставку "Мифы планеты" в Российской академии художеств на Пречистенке заслуженный художник России, действительный член РАХ Дмитрий Санджиев начал не с ранних графических работ, а большим живописным триптихом "Рождение Тары", посвященным буддийскому богу милосердия. Это уже совершенно иной стиль, иная техника, даже иной цвет. А главное - другая тема. И этот триптих будто бы задает тон всей выставке, поскольку ее основу составляют картины с мифологическими мотивами - яркие, красочные, декоративные...

"Поклонение кентавров"

"Наблюдатели"

 

Художник много ездил по Мексике, Египту, Индии и другим странам, в которых появились древнейшие цивилизации. Архаические мифы и легенды он и перенес на свои полотна. Впрочем, в картинах не найдешь ни одного явного мифологического персонажа. Есть лишь вершитель всего этого бурного космического действа - демиург Дмитрий Санджиев.

Созданный, а вернее, придуманный им мир завораживает и даже заставляет верить в свое существование. Но в то же время подчас и не соглашаться с Санджиевым. И еще. Столь монументальным и ярким полотнам тесно в залах. Картины так и просятся стать украшением масштабных общественных интерьеров.

Но рядом с этими декоративными холстами представлен и совсем другой Дмитрий Санджиев - в графических листах, совершенно не похожих на его живопись. Его графическое творчество - строгое, выверенное, подчас суровое и даже трагическое. Тут нет никакого веселья, праздничности, многоцветья, азартного раздолья и фантастики. В рисунках всегда есть строгий, реалистический сюжет. Даже если они посвящены мистическим "снам" или роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".

Художник много работает, много выставляется. Он участник более 110 выставок в России и других странах. В 1999 году он получил приз за лучшую экспозицию на Всемирной художественной выставке в Шанхае. В 2002 году живописный полиптих "Расколотое время", посвященный трагическим событиям 11 сентября, был передан в дар Конгрессу США и был с благодарностью принят. Произведения Санджиева находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном музее Востока, коллекции Людвига в Германии, Метрополитен-музее в США. И нынешняя выставка еще раз демонстрирует, как калмыцкий художник, начав с национальных сюжетов, затем перешагнул границы не только Калмыкии, но и России, вышел на мировой уровень.

Этот знаменательный факт неоднозначен. Как бы художник ни устремлялся в космос, как бы ни стремился к древнейшим цивилизациям, к иным религиям и странам, он может сделать это только при надежной точке опоры. А это для него - серии "Вдова чабана" или "Моя Калмыкия". Именно они являются стартом к любым космическим путешествиям.

Евграф КОНЧИН