20 апреля 2013 года в четыре часа дня в лучших традициях галереи «На чистых прудах» открывается выставка живописи художника Игоря Семенникова. Это вторая выставка художника в нашей галерее. Первая была посвящена Старой Москве. И вот теперь - Старый Петербург. Галерея горда тем, что первой представляет зрителю новую серию художника. Мы являемся одним из инициаторов проекта «Две столицы век назад», в рамках которого будет открыта выставка. Все это мы осуществляем при доброй поддержке журнала «Русское искусство», журнала «Собрание» и Делового центра торгово-промышленной палаты РФ.
Близкий художнику круг друзей, естественно, многое уже посмотрел. Мы публикуем отклик поэта, историка литературы, эссеиста, культуролога (члена-корреспондента РАЕН) Вадима Перельмутера:
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ
И перед новою столицей
Склонилась старая Москва...
Пушкин
Исторические ощущения-прогнозы - дело рискованное, даже если выходят из-под гениального пера. История не типична - феноменальна. Она любит посмеиваться над нашими «здесь и сейчас».
Диалог двух российских столиц длится четвертый век. И естественно, что художник не только слышит его, но - видит...
Цикл живописи и графики Игоря Семенникова «Старая Москва» еще только близился к завершению два с лишним года назад, когда художнику стало внятным, что это лишь часть диалога, по мере того, как возникал вековой давности образ первой столицы, обретал дыханье и движенье, все отчетливей откликалась ему столица вторая, проступал замысел, так сказать, живописного путешествия из одной столицы в другую - и обратно, классикам-литераторам вослед. Замысел «Галереи на двух вокзалах», когда, покидая Москву, путешественник, прежде чем очутиться в вагоне, словно бы проходит - на вокзале - ее старыми улицами и площадями, чтобы несколько часов спустя войти в новый Петербург, настраиваясь на него «по камертону» прежних видений «блистательного Санкт-Петербурга» (как назвал свою книгу современник тех видений Николай Агнивцев).
В «Старом Петербурге» Семенникова, разумеется, та же кисть, но иная мысль, другой голос. Это - именно диалог, где собеседники равны и розны, тем интересны. Если московские пейзажи - стихия воздуха, мятущегося, мгновенно и вечно изменчивого неба над городом, извилистость будто бы самих себя проложивших - согласно ландшафтным рельефам - улиц, то в пейзажах петербургских властвует влага, стихия воды, геометрияпросек, проведенных «линейкой Петра» и только потом расцвеченных и обустроенных жизнью живой. Здесь воздух влажен и сгущен, чуть что - готов обернуться туманом. Потому на особицу ценится солнечный свет, приводящий картины в движенье и - кажется даже подчас - не отбрасывающий тени.
И люди в живописи этой живут слегка иначе, нежели в московской. И потому им есть о чем поговорить между собой - между Москвой и Петербургом, меж Петербургом и Москвой...