Сергей Манцерев — художник с поразительно широким диапазоном, масштабными задачами и собственным лицом зрелого мастера. Получив академическое образование, он легко переходит от реалистического стиля, к авангардному, считая главным — передать в своих живописных и скульптурных работах то состояние, ради которого он взялся за эту работу. Манцереву нравится отношение к искусству художников Возрождения, которые гармонично умели переходить от изображения в плоскости к объему. Не случайно его любимый художник той эпохи - Андреа Вероккио, учитель Леонардо, который в мирное время делал картины для церквей, бронзовые статуи для города (кондотьер Коллеони), а в военное отливал пушки из той же бронзы.
Творческий путь Сергея Манцерева начался в стенах Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого. Затем он продолжил образование в Московском Художественном Университете им. Г.А. Строганова на отделении монументальной живописи. В студенческие годы автор пробовал себя практически во всех художественных направлениях: реализме, кубизме, импрессионизме, абстракционизме. Уже тогда ни одному из направлений он не отдавал предпочтение, но извлеченные уроки позже пригодились.До начала 90-х годов в творчестве художника было много работ социальной направленности, с которыми он участвовал на молодежных выставках времен перестройки. В 1988 году на четвертом курсе обучения он устраивает свою первую персональную выставку в выставочном зале Строгановки. Ни до, ни после подобных прецедентов не было в стенах этого старейшего учебного заведения.
Увлечение скульптурой вначале1990-х приводит к изменению живописного строя. В картинах появляются изображения, похожие на фрагменты расколотых мраморных скульптур («Каин и Авель», «Леда и Лебедь»). В это же время свои скульптурные композиции Сергей собирает также из фрагментов, только отлитых из бронзы («Прародители», «Рождение Воина»). Происходит некое взаимопроникновение живописи и скульптуры.
В середине 1990-х Сергей познакомился с мифологией Древних Славян и, увлекшись ею, изучил большое количество литературы. Часть выставки составляют картины из проекта«Храм Световида», посвященного последнему языческому храму ДревнихСлавян на острове Рюген (разрушен в 1168 году).Эти работысопровождаются соответствующими текстами,которые и послужили импульсомдля воплощения проекта. Используя артефакты, сохранившиеся от этой эпохи, художник в символической форме, выражающей структуру мироздания, создает свои метафорическиекомпозиции. Его картины наполнены интенсивным колоритом,отражающим цветовой настрой зодиака.Они создают эффект присутствияпри актесотворения мира, и зрительможет ощутить тот мощнейший энергетический импульс, который сопровождал возникновение Вселенной. В творчестве Сергея Манцерева Традиция Древних Славян-эстафета из невидимых миров, побуждающаяпо-новому осмыслить дохристианское прошлоеславян.В отличие от распространенного отношения к древнеславянскому наследиюкакконфронтациихристианству, в работах художника оно раскрываетсякак чрезвычайно важныйэтап в развитии славянских народов, помогающий лучше осознать природу России и ее этнокультурные дохристианскиеистоки.
Не один год Сергей Манцерев разрабатывает скульптурный проект «Отдых в городе». Место выбрано не случайно. Это Зеленоград, где живет художник со своей семьей. Здесь все стало родным. Творческая задача: воссоздать в городе эпизоды современной культурной жизни, чтобы через множество лет бронзовые изваяния воспринимались как живые свидетели ушедшего времени. В этом творческом замысле главное – сохранить очарование мирной, повседневной жизни начала ХХ1 века. Особенностью проекта является то, что здесь изображаются реальные люди. Образом благополучия стала «Молодая мама». Это мама Михаила Кравченко - друга скульптора. Спокойно прижимает благостная женщина детскую игрушку. Весело смеется малыш в коляске, оглядывая красоту окружающего парка – это сам Миша, только маленький. Другая композиция – «Друзья» - девочка ведет по аллее свою собаку – это дочь Сергея Даша и ее знакомая дворняга. Оба в хорошем настроении, жизнь беззаботна! Скульптура «Архитектор» посвящена Игорю Александровичу Покровскому, стоявшему у истоков строительства Зеленограда. Благодаря его архитектурной мастерской и был создан особый облик города. Он сидит на скамейке с портфелем, набитым чертежами и планами и с улыбкой думает. О чем? О воплощенных идеях? Или о тех, что еще предстоит воплотить? По проекту на бульваре должны расположиться персонажи разных возрастов. Фигура ветерана Великой Отечественной войныпосвящена разведчице, писательнице Раисе Александровне Хвостовой( «9 Мая»). Она облачена в парадный костюм с наградами. В левой руке она держит гвоздики – символ ГлавногоРазведывательного Управления, а в правой сидит голубь – символ мира. Основание скульптуры символизирует брусчатку на Красной площади. Героиня запечатлена в момент очередного парада Победы. Прекрасно вылепленные фигуры, тщательно обработанная бронза свидетельствуют о глубоком интеллектуальном и поэтическом владении мастером художественной формой.
В ином, немного саркастическом ключе сделаны литературные герои поэмыЕрофеева «Москва-Петушки». Помятый жизнью, потрепанный герой, держась за фрамугу окна, тесно прижимая потрепанный чемоданчик к груди, еле переставляя ноги, чудом удерживается на кубике-пьедестале, на котором выбита веселая надпись: «Нельзя доверять мнению человека, который еще не успел похмелиться». Рядом с этой фигурой стоит на московской площади Борьбы бронзовая девушка с длинной косой. Вглядываясь в подвыпившего, она вслушивается в птичье пение.
Изначально планировалось поставить фигуру Венички в одну из рекреаций Курского вокзала. Он должен был опираться рукой на витринное стекло, провожая взглядом уходящие электрички.«Рыжую бестию» планировалось установитьна перроне в Петушках.
Реконструкция вокзала не позволила это осуществить. От первоначальной идеи осталась примятая о стекло ладонь Венички.
Мемориал Николаю и Елене Рерих в Международном Центре Рерихов в Москве отличается монументальностью. Удивительная одухотворенностьи торжественная устремленность образов, воплощеннаяв бронзе, надолго приковывают внимание посетителей Центра – Музея на Знаменке. Единый жест двух рук, лежащих на книге Живой Этики,- словно беззвучный призыв: «Примите!»
Творческие искания Сергея Манцерева достаточно четко выражают движение российского искусства в живописи и пластике, стремление соединить в своих поисках значительные художественные тенденции Запада и русскую реалистическую традицию. Имея по гороскопу знак «Близнецов», Сергей понимает, как наличие двух сущностей сказываются в его работах: «Творчество предполагает полную отдачу себя этому процессу. Если желания моей личности раздваиваются, значит нужно работать за двоих. Искусственно ограничивать себя было бы нечестно. Ведь главное-не врать самому себе».