Николай Вологжанин – художник, творчество которого привлекает внимание сразу. Оно многогранно, обладает невероятным разнообразием, от смелой капризной абстракции до узнаваемых натюрмортов, пейзажей и портретов. Его работы заставляют задумываться над вечными вопросами.
Думающий зритель невольно приходит к мысли, что разнообразие интересов художника свидетельствует о его желании охватить, соединить воедино видимую реальность и тонкие миры.
Многоликий и ускользающий, думающий и страдающий, странствующий во вселенной мастер находит тропинку к зрителю, который тоже ищет и страдает.
Вологжанин в изобразительном искусстве - явление, к сожалению малоизученное и неоценённое. Его работы условно можно отнести к абстрактному экспрессионизму.
Эти работы космического порядка имеют глубоко абстрактную направленность и в то же время несут в себе вполне реальную символику. Это полёт ввысь и погружение в глубины.
Вологжанин создал целую серию тонких по настроению и насыщенных цветом пейзажей.
После общения с такими работами душа и помыслы становятся светлее.
От искусствоведа
С Николаем я знаком не менее 20 лет. Последние 10 из них мы встречались гораздо чаще. Думаю, мы стали друзьями…
И, кажется, столько уже обговорено, столько увидено, но каждую новую встречу я жду с нескрываемым любопытством.
Увидеть для себя нечто новое, меня потрясающее, не без страха в себе ошибиться.
… К Вологжанину тянет…
Его неуемное стремление в достижении, в разрешение поставленной задачи порой доходит до абсурда…
Но что бы ни служило этой цели, будь то портрет или пейзаж, абстрактный образ или натюрморт, поиск формы в полной независимости от идейной духовной направленности автора.
Рассматривая творчество мастера, нельзя не заметить, что это художник глубоко русский, преданный русской теме в живописи.
В свое время мне представилась возможность видеть и наблюдать, как работает Вологжанин с натуры… Это было в доме творчества имени Кардовского, что находится в городе Переславль-Залесский. Со свойственным темпераментом, острым видением природы и врожденным колористическим даром, Вологжанин создал целую серию тонких по настроению и насыщенности цветом пейзажей. Некоторые из них можно буквально назвать эпическими, ибо в них уже не фрагменты природы, натуры, а символическое видение всей России – с ее неброской, неяркой природой. Но до того щемящей и бесприютной, что больно становится сердцу русского человека.
… В работах, которые условно можно соотнести к абстрактному экспрессионизму, колористическое дарование художника достигает своего апогея. Свободные композиции и портреты плывут здесь как зеркала, как закодированные матрицы энергетических состояний нашей души в пространстве бессмертия.
Именно в этих ощущениях Вологжанин как бы всей своей русской душой пытается обнять мир. Свободное и буквально виртуозное владение изобразительным материалом и интеллектуальный баланс позволяют Вологжанину достичь максимального воздействия на зрителя.