Попов Павел Сергеевич в 1976 году окончил МСХШ при институте им. Сурикова, в 1985 г. Московский Государственный институт им. В.И. Сурикова (мастерская профессора, народного художника СССР Мочальского Д.К.)
Павел Попов, известный московский живописец. Основной жанр, в котором он работает - пейзаж, портрет, картина. Творческую карьеру начал в 1990 - годы, его произведения сразу привлекли внимание критиков и сотрудников музеев. В собраниях крупных государственных музеев России и стран СНГ находится более 60 работ живописи и листов графики, в частности, в собрании Государственного русского музея, музеев Ярославля, Тулы, Архангельска, Вологды, Ульяновска, Нижневартовска, Могилева и других городов, также в Италии.
В 1997 г. П.Попов был участником итало-российской программы «Русское реалистическое искусство» в Италии, в 1996-1997 гг. принимал участие в росписи и реставрации Николо-Перервинского монастыря в Москве, выполнил роспись и реставрацию Храма Мартина Исповедника в Москве(1997-1998 гг.), и Храма Троицы в Карачарове в Москве (1999г).
П.Попов - художник философского склада. Для него огромное значение имеет психологическая сторона трактовки образа, возможность выражения пластическим языком искусства своего мироощущения.
Для его работ характерна сочная, плотная и весомая живопись. При этом автор остается художником приверженным к категориям классического искусства: красота, мера, гармония, искренность чувств, глубокое погружение в тему, наряду со сложными поисками средств выражения, являются основой его творческой позиции. За этими прослеживается традиция русской станковой живописи, одна из ее особенностей - сохранение и развитие картинности. В тоже время в творчестве мастера сочетаются вечные ценности с жизнью и психологией современного человека.
Искание и эксперимент выводят Попова иной раз на совершенно неожиданные орбиты. Диапазон его экспериментов оказался поистине ошеломительным. Он написал целую серию «бомжей». Это картины о падении человека. Тема библейского Иова просвечивает во всех этих сценах унижения. Темная материя затягивает мироздание, но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Цитаты из писания здесь так же уместны, как воспоминания о нищих стариках в картинах позднего Рембранта.
Удивительно, но ближе всего к этому путешествию в темное царство расположены на шкале времени картины света и радости. Это языческие сцены с купальщицами и нимфами, написанные словно в счастливом сне, иногда даже как будто небрежно, с наивной беззаботностью.
Такие разные полюса смыслов и душевных состояний осваивал Павел Попов в первые годы нового века, и он явно готовился к большому проекту. После 2010 года эксперименты мастера формируются в новое созвездие картин, обозначенных научно-поэтическим термином «Быстрая фаза сна». Мы отчасти спим, отчасти не спим. Мы ныряем в сон и выныриваем из него. И в нашей подкорке смешиваются сигналы из разных слоев личности, памяти, коллективного бессознательного, а может быть (кто знает) психических стихий Вселенной.
Это мы видим у Попова. Иной раз - почти реалистические сцены, воспоминания из бодрствующей жизни. Цитаты и обрывки массовой культуры, идолы экрана и звезды моды, и тут же - хтонические чудища доисторических страхов. Лирические пассажи и вольные анекдоты. Эротика и газетная фотография. Воспоминания о музейных картинах и гримасы улицы.
Зачем Попову эта пограничная территория между настоящим сном и почти настоящей явью? Он -путешественник и исследователь. Зигизмунд Фрейд назвал эту область «внутренней заграницей». Нельзя сказать, будто сегодняшний живописец демонстрирует нам иллюстрации к гипотезам Фрейда или Юнга. Эти двое избегали проблем социальности, а в России как их избежать?
Художник Попов изучает новую реальность нового человека, который не умен и не безумен, и не спит, и не бодрствует, и не плох, и не хорош, а сразу все в одном флаконе. Это наш сегодняшний человек. Его настройки сбиты. Его умом не понять и аршином здравомыслия не измерить то, что он думает, делает, чувствует. То ли мы когда-нибудь проснемся и будем с недоумением вспоминать нашу жизнь в промежуточном царстве. То ли погрузимся в совсем уже глубокий сон разума и чувства и отключимся от последних контактов с реальностью.