Мара Даугавиете родилась в 1955 в Москве, в семье скульпторов Владимира Циммерлинга и Луции Даугавиете. В 1973 году окончила ДХШ Краснопресненского района. В 1978 окончила московский Полиграфический институт, факультет художественного оформления печатной продукции (ХТОПП). С 1984 года член Московского союза художников СССР, секция живописи (ныне МСХ, Товарищество московских живописцев).
Участник многих всесоюзных, межрегиональных, московских и зарубежных групповых, а также персональных выставок (1991, 1996, 1999, 2005, 2011, 2017 годах в Москве) в России и за рубежом Работы находятся во многих частных российских и зарубежных коллекциях. Автор выставочных проектов, автор многих работ в области монументальной живописи в эксклюзивных частных интерьерах (совместно с архитектором Сергеем Дрязжиным).
Портрет события.
Живопись Мары Даугавиете.
Человек всегда индивидуален, когда говорит своими словами из глубины своего сердца, даже если говорит о том, о чём до него многократно высказывались другие. То же можно отнести и к художнику, который высказывается в своих картинах. Творческий путь Мары исчисляется сотнями полотен. Работоспособность ее не принудительное служение выбранному делу, а счастливая увлечённость, жажда поймать и перенести на холст подсказку, приносимую летучим вдохновением. «Вдохновение» - название нескольких ее картин. Мара свободно переходит от одного жанра к другому, синтезируя их в своих работах, и в итоге все жанры сводятся к одному - портрету, но в самом широком понимании. Создаваемый портрет всеобъемлющ, это не портрет человека или группы людей, а портрет события. Художник извлекает характерные черты события и внутреннюю логику их соединения, добиваясь предельной выразительности. Богатство тематики говорит о неослабевающем интересе художника к жизни, людям, их отношениям, их занятиям. Мара живёт в пространстве своего искусства, свободно чувствует себя в созданном ею мире. Её интересует абсолютно всё. Под её рукой простые и бесхитростные сюжеты обычной человеческой жизни, будучи перенесёнными на холст, обретают значимость всеобщего. Глядя на работы Мары Даугавиете, мы убеждаемся, что рукописи не горят, искусство нетленно, а служители его связаны неразрывными духовными узами. Человек всегда индивидуален. Это аксиома. Отыскание исключительности ‑ такой подход к исследованию творчества даёт неожиданный ракурс. Именно так и следует подойти к творчеству Мары Даугавиете, выявляя то существенное, что является исключительной принадлежностью данного мастера и определяет узнаваемость его работ. Персонажам приданы черты художницы и её близких, поэтому во всех работах отчётливо звучит лейтмотив причастности автора к происходящему, личной ответственности, что обеспечивает достоверность, подтверждение художником истинности изображаемого. Простота и лаконизм, исчерпывающие суть образа. Мара не упрощает, а очищает образ, который пишет. Она выявляет структуру, определяет наиболее существенные качества и занимается только ими, отбросив всё то, что делает объект сходным с другими. Образ колеблется на грани между реальностью и превращением в символ, но в том-то и мастерство, что это символ конкретного человека, а не просто человека, конкретного пейзажа, а не просто пейзажа, конкретного события, а не просто события. Единство обобщённости и конкретности тонко сбалансировано. Художник стремится к максимальной ясности. Здесь секрет мастерства. Суть сюжета доведена до той грани скупости средств, за которой образ готов превратиться в схему. Но Мара, сколько бы ни приближалась, никогда не переступает эту грань.
Одинаковая степень проработки (обобщения) всех планов картины. Здесь в качестве иллюстрации наиболее интересны пейзажи. В них с удивительной лёгкостью решаются все проблемы передачи пространства, воздуха, перспективы, но сохраняется главное - точность в выборе существенной детали. Минимальным количеством деталей создаётся образ предельной напряжённости и яркости. Не просто дворец в парке, а известный мне дворец в известном мне парке), настолько чётко вымерены интуицией художника общее и деталь, и приведены в гармоническое единство. Все изображаемые на полотне объекты равно плотные и тяжёлые - и облака, и вода, и человеческое тело, и камни, и листва. Даже динамика этих объектов, даже порывистость запечатлённого движения не преодолевают тотальной неподвижности. Создаётся впечатление, что на полотно перенесено мгновение, остановившееся задолго до того, как художник обратил на него свой взгляд. Устойчивое, всегда узнаваемое сочетание цветов, преимущественно тёплой гаммы. Живопись плотная, весомая, насыщенная. Мара строит свою живопись от пятна. Линия существует, как граница между пятнами, которая иногда и вовсе исчезает. Можно сказать, что линия в работах Мары Даугавиете доведена до крайней степени мягкости, податливости и, если она вдруг отчётлива, нет сомнения, что ею выражена сущность ключевой детали. От мягкости линии даже в самой плотной композиции сохраняется ощущение воздуха и пространства. Одинаково условная проработка планов, освобождение их от лишних деталей, также способствует ощущению свободы и воздуха.
Перечисленные черты складываются в авторскую систему Мары Даугавиете. Живописные полотна складываются в портрет события, которым является многогранная и одухотворённая жизнь мастера. Искусство ‑ область, где художник имеет право, опираясь только на свои чувственные приоритеты, делать вроде бы необоснованные шаги, принимать на первый взгляд нелогичные решения, заявлять о красоте там, где зритель имеет другое мнение, и наоборот. Да, всякий человек вправе считать что-то красивым, а что-то уродливым, но только художник - мерило гармонии. Только художник призван отбирать из хаоса главное и созидать совершенное. Он ‑ чуткая стрелка, намагниченная гармонией. Среди многих произведений искусства наиболее дороги зрителю те, за которыми видна личность автора, его характер, пристрастия, отношение к жизни, к людям. Картины Мары Даугавиете в полной мере обладают этим качеством. Искренность - красота естественности. Искренность ‑ смелость художника быть в своих работах самим собой. По сути, это ‑ высокий романтизм. А как сказала Марина Цветаева: романтизм - это душа.
Галина Поповская
Даугавиете М.В
15 лет спустя 1996 хм 80х60
Аудитория 1978 хм 50х60
Вдохновение 1990 хм 100х130
Воспоминание 1988 хм 75х48
Встреча живых и мёртвых 1987 хм 59х94
Горящая ёлка 1996 хм 60х55
Гроза в парке 1975 хм 76х89
Изгнание торгующих 1994 хм 50х60
Комнатные птицы 1980 хм 80х80
Копия 2019 хм 122х73
Ловля птиц 1980 хм 70х90
Мама в красном 1980 хм 36х38
На вокзале Ожидание 1980 хм 80х80
Нищие 1995 хм 100х130
Обнажённая и облако 1980 хм 69х90
Паства 1996 хм 50х40
Пляж 1983 хм 70х90
Пожар в музее 1997 хм 45х70
Полдень Сон семьи 1980 хм 90х100
Портрет Георгия Уваров 1980 хм 40х40
Портрет отца 1977 хм 70х60
Прохожие 2006 оргалит масло 69х59
Радуга над Неретой 2019 оргалит масло 80х73
Разведённые 1979 хм 80х120
Райские Сады 1982 хм 80х70
С крестом 2015 оргалит масло 74х81
Сахарная голова Судак 1980 хм 60х60
Семейный алтарь 1993 хм 100х120
Семейство 1985 хм 60х85
Сон семьи 1985 хм 110х90
Стол 1984 хм 90х80 из серии Интерьер
Сыновья 2018 оргалит масло 78х85
Толпа 1995 хм 70х80
Торговцы птицей 1992 хм 59х42
Труппа музыкального камерного театра на репетиции 1983 хм 130х96