Проект «Эй, девчонки!» - это три монолога трех талантливых художниц - Клары Голицыной, Ирины Марц и Марии Калмыковой. Они очень разные, каждая со своим художественным языком и взглядом на мир. Но их объединяет одно: они рождены в СССР. В детстве каждая из них, как и любая девчонка, представляла свою будущую взрослую жизнь. Они были уверены, что она будет красивой и счастливой. В ней обязательно появится «принц». Сильный и прекрасный, он возьмет ее за руку и поведет в их светлое будущее. Про светлое будущее кричали плакаты и лозунги на улицах, говорили в телевизорах и по радио. Взрослые вздыхали, рассеянно и устало обнимали своих девочек и ложились спать, чтобы рано поутру вновь давиться в часпиковых толпах в пути на работу. А у девочек были игрушки: куклы с фарфоровым румянцем и закрывающимися глазами, и если их наклонить, они говорили «мама». А еще мягкие, уютные мишки и зайцы, с которыми было так славно засыпать в обнимку. Потом мягкое и теплое ощущение счастья стало твердеть и черстветь, на нем вдруг стали появляться злые трещины... Короче, начиналась взрослая жизнь, со всеми ее загибами, перестройками и бесконечными обломами, с колючим непониманием и неприниманием, которые без конца приходилось преодолевать. И вечный вопрос: куда исчезают все те вещи, которые нам были так дороги в детстве... а они исчезают, по мере того, как реальность заполняет наши души. И только потом возвращаются. У каждого в свой срок. Девочки как-то незаметно стали мамами, потом бабушками. Но в их душах жил тот самый добрый мишка или заяц, который не давал им сломаться и потерять свой дар. Великий Божий Дар - творчество. И ничего, что эти мишки-зайцы были залатаны и заклеены - они все равно согревали надежду в душах. А в их грустных глазах светилась неубиваемая любовь к жизни. Живет она и в этих замечательных картинах и скульптурах, которые вам предстоит увидеть на нашей выставке.
Клара Голицына Один из старейших и вечно молодых классиков отечественного искусства. В ее творчестве сочетаются неугасимое воображение и любовь к игре, присущие детям. Видимо, потому она так виртуозно миксует и смешивает жанры, всегда оставаясь надгербариями искусствоведов. Художественный почерк Клары Голицыной, с постоянными обновлениями и трансформациями, неизменен в одном: в чертёжно-геометрических навивах, делающих ее стиль таким узнаваемым. И это тоже игра. Фигуративно-абстрактные картины- партитуры всегда остаются в рамках музыкальных гармоний. И геометрические «тату», покрывающие полотна мастера, ничто иное, как ликующий салют из разобранных нотоносцев. Ведь они уже не нужны автору, творящему свои импровизации.
Вот что о своем методе говорит сам автор: «Интрига в том, что я не знаю - ЧТО в результате останется на картине. В этом весь интерес и стимул к работе. Руководит случай: открываю любую книгу, по номеру страницы отсчитываю на полке альбом и попавшаяся фотография - повод для картины. Делаю маленький эскиз - и начинаю свою игру по созданию произведения»
Ирина Марц в своем творчестве продолжает многовековые традиции мастеров классической живописи. А это не просто - имея за плечами плеяду Великих, обрести и свое лицо, и свой неповторимый стиль. Ирине это удалось в полной мере. Хотя за легковесным словом «удалось» стоят годы большого труда и настоящий талант. Хорошее видится на расстоянии. Именно так надо смотреть на картины художницы. Каждая работа - это погружение самого автора, а вслед за ним и нас, зрителей, в глубину жизни во всех ее мелочах и деталях, повседневных и вечных. Будь то дед, держащий на коленях девочку с куклой, мерцающие сквозь дождевое марево огни автомобиля в старом московском переулке, итальянский пейзаж или уютно накрытый стол на веранде старой дачи - все эти мастерски и любовно выписанные автором моменты - кирпичики памяти, из которых строится жизнь. И каждая подробность для нас, зрителей, словно фонарик-маячок, находит в наших душах наши собственные воспоминания.
Мария Калмыкова Ее скульптуры, как и работы К.Голициной, невозможно заярлычить. У М.Калмыковой большой размах. От классической бронзы до авангардно-концептуальных объектов.Причем материалом для творчества становится любой полуживой или уже мертвый «обитатель» свалки. Фантазия скульптора безгранична. И в результате из всего этого «хлама» создаются уникальные произведения искусства. Как в ржавом куске металла разглядеть огромную рыбу, а в старой сломанной швейной машинке - трогательного слоника или боевого ежа - это, безусловно, игра воображения и мастерство художника-скульптора. Не случайно, что контрапунктом нашего проекта стал ее «Заяц» Вот как автор раскрывает секрет создания зайчика: «Я раскатала, как тесто, пласт керамической глины и обернула им то, что потом стало зайцем: трехлитровая банка (туловище), стеклянная ваза (голова) столовые ложки (уши) Мягкая сырая глина при высыхании дала усадку и потрескалась, я ее аккуратно сняла и склеила на шликер (жидкая глина) , потом так же склеила части тела и обожгла в керамической печи». Вот такой «простой» рецепт. Но для нас, зрителей, главное другое: строительный материал работы - все те предметы обихода, с которыми мы росли и помним с детства. И этот заяц - сиречь мы сами, битые жизнью, но не убитые, а ставшие крепче и счастливее. Вопреки и благодаря.