Клара Николаевна Голицына Родилась 5 декабря 1925 года в Москве. Мама - Кастальева Елена Андреевна (1900-1973), была талантливым и необыкновенно честным человеком, как говорят, не от мира этого. Отец - Разживин Николай Павлович (1895-1941), в сентябре 1941 года погиб в ополчении под Ельней.
С 1941 по 1943 год семья эвакуирована в Набережные Челны. Клара Николаевна в 1949 году закончила Московский Полиграфический институт (художественно-редакторское отделение), получила диплом художника книги и затем уехала по распределению в Сталинабад (Душанбе), где работала художником в Таджикском Государственном издательстве (ТаджикГосИздат). Спустя два года, в 1951 году, вернулась в Москву и вышла замуж за актёра драматического театра Ивана Владимировича Голицына (1902-1980). В 1962 году Иван Голицын ушёл из театра и Клара Голицына устраивается художником в проектное бюро Центрального конструкторского бюро В. Н. Челомея иллюстрировать космические проекты. В 1982 году Клара уходит из института и становится свободным художником.
Клара Голицына - художник широкого диапазона. Ее творчество включает в себя разные направления - от мощного реализма до постмодернизма. Рисовать Клара начала с детства. Первым сильным впечатлением, оставшимся на всю существование, было ощущение от античного искусства в слепках, собранных И. Цветаевым в Музее Изящных искусств в Москве. Потом - открытие для себя Музея Нового Западного искусства на Кропоткинской (собрание Щукина). Это импрессионисты и Матисс. Острое ощущение современности, чувство времени как всегда меняющейся действительности приводит Клару Голицыну к экспериментированию и использованию широкого спектра изобразительных и стилевых приемов. В ее работах накрепко сплетены математически логичная композиция и чувственность цвета. Некоторые «знаковые образы» вырастают до уровня мощных символов, созвучных тревожным настроениям современной художнику эпохи.
К.Н. Голицина участвовала в свыше 140 групповых выставках. Основные из них: 1968 г. - Молодежная. МОСХ, Москва, Кузнецкий мост, 11; 1976-1997 гг. - осенние, весенние и тематические групповые выставки в галерее «М. Грузинская, 28»; 1988 г. - «Семь из Колеса» (Объединение «Колесо», Дом медиков, Москва), «Лабиринт» (МОСХ, Московский Дворец молодежи); 1989 г. - «Автопортрет» (МОСХ, Москва, Кузнецкий мост, 11), «Ландшафт» (Объединение «Колесо», Москва, Галерея «Нагорная»); 1989-1990 гг. - передвижные выставки Объединения «Фонд-Арт» и Торговой Палаты по городам США; 1990 г. - Персональная экспозиция в галерее «Беляево» (Москва); 1991 г. - экспозиция галереи «М. Грузинская, 28», посвященная 15-летию выставочных залов (Центральный выставочный зал Манеж, Москва), «Портрет в творчестве художников России» (МОСХ, Москва, Кузнецкий мост, 11), «Грани» (Объединение «Колесо» и другие, Москва, Пересветов переулок); 1992 г. - «Дворянское собрание» (галерея «Компромисс» (Москва), Центральный обитель литераторов), «Сегмент в пространстве художественной жизни» (Объединение «Колесо», Галерея Беляево), «Европа свой групповой жилье, Европа без границ» (Галерея «Компромисс» (Лейб-компания). Москва, Знаменский собор); 1993 г. - «Ретро-70» (Галерея «Компромисс», Москва, Центральный здание литераторов), персональная экспозиция в галерее «ЭКСПО-88» (Москва); 1994 г. - «Весенний салон-94» (Объединение «ИРИДА», Москва, Культурный середина РИА-Новости); 1995 г. - персональная экспозиция «Двойные игры» (ЦДХ), персональная экспозиция «Этапы пути» (галерея «ЭКСПО-88», Москва), «Весенний салон-95» (Объединение «ИРИДА», Москва, Дом Российской Армии), «Золотая кисть-95» (ЦДХ, Москва), «Женский портрет» (Объединение «ИРИДА», Союз женщин России, Москва, Голенищевский переулок, 6); Выставка Галереи «Н.Б.» (Германия, Брауншвейг); Выставка Объединения «ИРИДА» (Египет, Александрия); «Русский салон» (экспозиция работ членов Профессионально-творческого союза художников и графиков МФХ, Центр деловых и культурных связей. Лондон, Великобритания); 1996 г. - «Весенний салон-96» (Академия художеств, Москва), персональная «Знаки и прочее» (галерея «Беляево», Москва), экспозиция Объединения «ИРИДА» (Ноттингем, Великобритания), галерея «Дом Сатурна» (ЦДХ, Москва), Объединение «ИРИДА» (Российский цивилизованный середина, Париж, Франция); 1997 г. - Московский АРТ-салон (Манеж, Москва), «Золотая кисть» (ЦДХ, Москва), галерея «Лез-Ореад» (ЦДХ, Москва); 1998 г. - персональная экспозиция «Женский портрет» (галерея «Беляево», Москва), персональная экспозиция в зале Дирекции экспозиций и аукционов Российского Фонда Культуры (Москва), Московский АРТ-салон (Манеж, Москва), «Золотая кисть» (ЦДХ, Москва), персональная (ЦДХ, Москва), Объединение «ИРИДА» (Российский цивилизованный середина, Париж, Франция).
Работы Клары Николаевны находятся в Государственной Третьяковской Галерее (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Музейном Фонде России (Москва), В Московском Музее современного искусства, в музеях городов Кокчетава и Пущина, в галереях и частных коллекциях России (Е.Нутовича, Л.Талочкина и др.), Европы, США.
Клара Николаевна Голицына - Член Международной Федерации художников ЮНЕСКО (1976 г.), Член Профессионально-творческого союза художников и графиков Международной Федерации художников при ЮНЕСКО (1990 г.), член Международного художественного фонда (1974 г.), Член Творческого объединения женщин-художников Москвы «ИРИДА» (1996 г.), Член группы московских художников Колесо (1986 г.).
Статья Марии Москвичевой
Заголовок в газете: «Я живу на интуиции» Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26871 от 29 июля 2015
«Я живу на интуиции»
Творчество Клары Голицыной стоит особняком в отечественном искусстве: на него невозможно навесить никакой ярлык, подогнать под определенный «изм». Все потому, что ее искусство постоянно трансформируется: от ранних реалистических опытов в авангардную, но еще фигуративную живопись, а позже в концептуальную абстракцию, созданную по особой системе мастера. Наверное, поэтому работы Голицыной легко вписываются в выставки молодых авторов, несмотря на ее почтенный возраст.
...Хрупкий силуэт. Короткая стрижка. Непосредственный нрав. Клару Голицыну ни с кем не спутать. Она воплощение свободолюбия и открытости. И ее скромная квартира на окраине Москвы красноречиво свидетельствует об этом. Здесь все устроено под художника: целая ниша занята многочисленными картинами, на полу - следы краски (здесь художница пишет большие работы), в центре интерьера - стол с компьютером (Голицына - активный пользователь, в том числе соцсетей) и старинный резной буфет, оставшийся от покойного мужа, актера Ивана Голицына... Эта обстановка знакома многим художникам - кто только не собирался на посиделки у Голицыной, целое поколение взращено в этих стенах... Читать далее>>>
Клара
А хотела повеселее 2019 картон, акрил, маркер 36х48