Андрей Николаевич Антонюк, композитор, родился 4 июня 1950-го на Арбате, в Москве. Мать, Даная Максимовна Антонюк, - у Андрея Николаевича фамилия матери, - военный переводчик Великой Отечественной, а с мая 45-го, 25-ти лет, она уже переводила на допросах пленных высшего командного состава капитулировавшего нацистского Вермахта в Потсдаме, Берлине, Нюренберге, освоила английский, работала с нашими тогдашними британскими и американскими союзниками.
Отца Андрей видел всего 4 раза в жизни, фамилия его была «Чебурашкин», что значит: „волжский", „с Волги". (Но, слава Богу, что по жизни у Андрея Николаевича другая фамилия, не отцовая «Чебурашкин» - как с такой сочинять и что?) Андрей ничего не знает об отце, но помнит, как однажды тот показывал ему свои маленькие акварели, - „очень слабые", замечает Андрей Николаевич, ставший акварелистом сам.
- Рисовал с самого детства, как себя помню, мать рвала мои рисунки - чтобы я лучше учился в школе, но, видно, - мало рвала!.. (улыбается).
Круг матери - ему первая школа. Среди этого круга, в который входили многие интересные, творческие люди, был и известный поэт, переводчик, фотограф и мемуарист, оставивший нам свои мемуары об Анне Ахматовой, Борисе Пастернаке, Сергее Шервинском, Арсении Тарковском, Александре Гёдике и многих других, слепой к тем годам Лев Горнунг, помогать которому и приставили маленького Андрюшку. Именно от Горнунга услышал и запомнил навсегда себе Андрюша, словно б девиз и прелюдию ко всей его будущей бурной жизни, слова: „Верь только в себя!"
В десять маленький Андрюша стал записывать свои стихи - палкой по снегу.
В 13, в 1963, юный Антонюк пошёл учиться в Московскую детскую художественную щколу №1 имени В.А. Серова (Москва, ул. Пречитстенка, д. 32/1, стр. 1).
Однажды, возвращаясь домой с занятий в Детской художественной школе, в Арбатском Трубниковском переулке Андрей знакомится с рисующим на улице художником, тот приглашает его домой. Художником оказался Могилевский, Александр Павловичем (1885, Мариуполь - 1980, Москва, - начинал, как верный последователь Василия Кандинского, авангардист, акварелист, график, автолитограф, экслибрист и книжный иллюстратор, входил в число избранных и лучших, как иллюстратор детских книг, Андерсена и Пушкина). Завязалась дружба, несмотря на разницу лет. Могилевский показывал Андрею свои работы, стал его практически единственным (не считая Шилова, Александра Максовича) учителем, оказал на Андрея значительное влияние и многому его по-настоящему научил.
Андрей Николаевич рассказывает...
- В 1968-ом, мне было 18, дядя Юра, майор, который потом стал генералом, подарил мне пластинку «Лунной сонаты» Бетховена в незабываемом мною и сейчас исполнении Виктора Карповича Мержанова (1919, Тамбов - 2012, Москва), слушая которую с утра до вечера я не только выучил наизусть сонату за две недели, но понял, что музыка - это моё, хотя я тогда только-только начинал играть на гитаре, которая была у моего дедушки.
В 19, в 1969-ом Андрей идёт в Армию, а после демобилизации, в 1971-ом, уже ясно осознавая своё призвание, начинает (хоть и поздно) учиться на «Фортепианном отделении» вечерней школы (тогда № 23) при «Московской детской музыкальной школе имени Н.Я. Мясковского» (тогда № 3, ныне «Московская детская музыкальная школа при Московском музыкальном колледже исполнительского искусства имени Ф. Шопена», Москва, ул. Садовая-Каретная, д. 4 - 6, стр. 7).
- Мне повезло с педагогами, и я их всех помню: Минасян, короткое время Зельнецкая, и в конце уже - Аксельрод Елена Михайловна, но главным своим учителем для себя в Школе, оказавшим на меня наибольшее и плодотворное влияние, несмотря на то, что мы были практически почти ровесниками, я считаю Нону Аветовну Тер-Габриэлян (сейчас - «Заслуженный работник культуры РФ»), отец которой, Авет Карпович (1899, Нахичевань-на-Дону - 1883, Ереван), был основателем (в 1923) одного из самых известных, старейших камерных музыкальных ансамблей, коллективов нашей Страны, «Квартета имени Комитаса», и на протяжении 52-ух лет (1924 - 1976) - его «Первой скрипкой», выпускником (в 1929) и педагогом Московской консерватории (сразу по окончании, с 1929). «Квартета имени Комитаса» репетировал тогда в Школе Н.Я. Мясковского, где я учился у Ноны Аветовны, и Нона Аветовна пригласила меня как-то послушать их игру через стену. Это произвело на меня столь глубокое впечатление, что я решил с тех пор писать только камерную музыку, что я делаю и поныне. Но занятия изобразительным искусством я не прерывал, ходил и в «Московский зоопарк» рисовать зверей, где часто видел рисующим знаменитого нашего анималиста Ватагина, Василия Алексеевича (1883, Москва - 1969, Москва), который не просто художник, но ещё и философ, и писатель, и педагог, и учёный, и настоящий восточный мистик, великолепными и мудрыми книгами которого о животных, умении и освоении навыков по их рисованию, я напитывался раньше, дорожу и сегодня.
В «Музыкальном училище имени Гнесиных», где я учился с 1973-го по 1977-ой на «Хоровом отделении», моим педагогом по «Сольфеджио» был Соколов, Александр Сергеевич (родился 8 августа 1949, в Ленинграде, музыковед, позже: доктор искусствоведения, 1992, профессор, «Залуженный деятель искусств РФ», 1999, Ректор «Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского», с 2001 по 2004, «Министр культуры и массовых коммуникаций РФ», с 2004 по 2008, член «Союза композиторов России», сейчас - Заведующий «Кафедрой теории музыки» в Московской консерватории, председатель её «Учёного совета», Председатель «Совета ректоров консерваторий РФ» и «Совета ректоров консерваторий государств - членов СНГ»); я поминаю его, Александра Сергеевича, который тоже был мне ровесником, как и мой педагог по фортепиано в Школе Н.Я. Мясковского Нона Аветовна Тер-Габлиэлян, всего лишь на год старше меня, добром: при моём совершенно не „абсолютном слухе" он ставил мне «4», чтобы я получал стипендию, за что я ему и сегодня очень благодарен.
В 1981-ом году, в 31 год, я закончил «Хоровое отделение» «Московского государственного института культуры», где учился 4 года, поступив сразу же после «Гнесинского училища». По «Фортепиано» у меня был прекрасный педагог - Гольфедер, Борис Александрович (1916, Харьков - 2002, Иерусалим, пианист, педагог, профессор, кандидат искусствоведения), восхищавшийся гением Клиберна, ученик одного из первых профессоров при СССР Московской консерватории Константина Николаевича Игумного, с 1918-го руководившего «Фортепианным отделом», а затем и «Исполнительским факультетом» Консерватории, Ректора Консерватории (1924 - 1929). Гольфедер - гениальный педагог, говоривший нам, что мы все - ученики и наследники Бетховена; и интересно, как он это коротко объяснял нам: „Я учился у Константина Игумного, Константин Игумнов учился у Ойгена Папста, Ойген Папст учился у Ференца Листа, Ференц Лист учился у Карла Черни, а Карл Черни учился у Людвига ван Бетховена, - поэтому, - говорил он, - я считаю, что мы все с вами - ученики и наследники Людвига ван Бетховена".
После окончания Института я посещал, как вольнослушатель, занятия в Московской консерватории по классам духовых и струнных инструментов и освоил их, чтобы это впоследствии помогло дирижированию, о котором я мечтал. Многому меня научил кларнетист, дирижёр и педагог Московской консерватории, профессор Штегман, Игорь Павлович (1932, Москва - 2013, Москва, заслуженный артист РФ). Все эти годы для меня было колоссальное удовольствие - ежедневное посвящение себя любимому делу и служению - музыке!
В начале и середине 90-ых Андрей Николаевич Антонюк создаёт графический портретный цикл, состоящий из более, чем пяти десятков листов, выполненных чёрной гелью, с натуры рисуя на концертах, мастер-классах и на репетициях тогдашних профессоров и студентов Московской консерватории; в его «объектив» попадают и известные: певец, профессор, публицист, общественный деятель Евгений Евгеньевич Нестеренко (1938, Москва - 2021, Вена, Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии, Кавалер ордена Ленина, Каммерзенгер Австрии), органист и клавесинист Сергей Леонидович Дижур (1924, Киев - 2000, Москва), пианист, профессор Михаил Сергеевич Воскресенкий (1935, Бердянск, народный артист РСФСР), пианист, клавесинист, органист, дирижёр и педагог Алексей Борисович Любимов (1944, Москва, Народный артист РФ) и тогда безвестные, совсем ещё молодые, сейчас...
Именно этот графический цикл кажется мне ключевым, документально цельным, ценным и важным в творческом корпусе - блоке изобразительного искусства композитора Андрея Николаевича Антонюка, поскольку - это прочувственный, искренний, выполненный с любовью и мастерством свидетельский рассказ о коллегах, старших и младших товарищах его по служению Святой для них всех Музыке! У этого цикла, видится мне, есть будущее: он может сложиться в отдельный Альбом с авторским повествованием о своих героях, рассуждениями о Музыке, Искусстве, Человеке, Стране и том, отнюдь не простом для всех нас Времени, которые теперь политики зовут «Лихие 90-ые».
17 лет, с его 35-ти по его 52-ва, с 1985-го по 2002-ой год Андрей Николаевич Антонюк преподаёт «Фортепиано» в 3-ёх московских детских музыкальных школах, работает и завучем. Это: не существующая ныне Детская музыкальная школа № 6 (ул. Балчуг, д. 7), Детская музыкальная школы № 24 имени Н.Г. Рубинштейна (ул. Верхняя Красносельская, д. 7-А, стр. 1), Детская музыкальная школа № 26 имени П.И. Юргенсона (ул. Русаковская, д. 23-А).
Все эти годы Антонюк упорно и безотрывно пишет, в основном, камерные музыкальные сочинения, ориентируясь почти без каких-либо уклонений на свой выбор самых лучших, вечных, как ему кажется: Бах, Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шопен, Григ, - и создаёт графику, напитываясь в Пушкинском и Третьяковке, отдавая предпочтение сформировавшемуся ещё с молодости своему вкусу: Микеланджело, Рафаэль (кумир его матушки), Репин, Шишкин, Левитан, Серов. (Ну сплошь «Классика», без изъяна даже; не скучно? - но Антонюк не стремится себя показывать, утверждать и удерживать чей-то интерес/внимание.)
Первое публичное исполнение произведений Андрея Николаевича Антонюка произошло совсем недавно, когда ему было уже 65, 5 сентября 2015 года в «Каминном зале» знаковой для Московской публики «Московской библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова», где расположен крупнейший в Москве огромный фонд музыкальной литературы, частные музеи музыкальных инструментов, частный орган, частный музей современного христианского искусства, множество выставочных, лекционных, концертных залов, где жива и кипит творческая, пропагандистская, экспозиционная, лекционная, концертная, научная, популяризаторская работа по искусству и культуре. Лучшее, по мнению автора, его сочинение «Соната для виолончели и фортепиано № 1» представили: открывший Антонюка миру известный виолончелист, солист оркестра Большого театра, руководитель Московского камерного ансамбля виолончелистов «Возрождение» Максим Золотаревский и пианистка Дина Дедякина, - а романсы музыки Антонюка пела Ксения Одинцова. Другие музыканты интересуются музыкой Антонюка, начинают её интенсивно исполнять, это: Екатерина Троицкая, Евгений Прокошин, Владимир Павлов, Александр Питт и многие другие.
С тех пор композитор пишет уже не „в стол", а по просьбам исполнителей, у него буквально вырывают готовые сочинения для скорого исполнения, он считает это настоящим счастьем себе и работает не покладая рук!
Но пришло горе: он думал, что вечный, но две недели Александр Николаевич провёл в реанимации, врачи боролись за его жизнь после тяжелейшего инсульта. И смогли спасти его, он остался с нами жить дальше...
Выставка, которая открывается 15-го мая в 15:00 2021-го года Концертом новых и уже полюбившихся исполнителям и публике музыкальных творений Мастера - не только первая его Персональная, но и первая Выставка его работ изобразительного искусства вообще. Если музыка Андрея Николаевича была, хоть поздно, 5 лет назад, но всё же открыта, - за что исключительное большое «Спасибо» виолончелисту Максиму Золотаренко, - то пробел узнавания его произведений графики и живописи заполняется вот только-только сейчас этой экспозицией прямо на наших глазах. Наиболее удачными, в которых есть страсть и нерв рисовальщика и путника, мне думаются графичные, точные по тону и линии опусы Крымских пейзажей, выполненные в велосипедных путешествиях в одиночку графитным карандашом. Художник использует устоявшийся, полюбившийся ему, удобный для камерного рисования прямоугольный стандартный формат в районе «А3» (40 х 30 см).
Жемчужина выставки - безусловно чёрно-белый цикл начала и середины 90-ых, выполненных исключительно с натуры портретов коллег композитора, профессоров и студентов Московской консерватории. Но среди всего, я бы выделил - как шедевр, мастерский и вдохновенный - крохотный портретик, сделанный очень оригинально технологически: женской чёрной косметической «тушью для ресниц», - «Аня Сулейманова» 1988-го года создания, что стоит у Андрея Николаевича в рамочке всегда против глаз с момента написания; он тоже понимает и ценит его качества, догадываюсь.
Выставка - очень смелая, ведь известно, что скажут...
Но на первый план течёт лучом и рекой милости это лекарское солидарное, человеческое чувство - помочь. Причём лечат не «Моцартом» или «Бахом» (психологический арт-стандарт), а тем, что дают автору стены под его искусство, вставляют в рамы, режут паспарту, делают экспозицию, приглашают лучших музыкантов, гостей, публику, пишут статьи, выполняют все вспомогательные труды, вдохновляют и зовут: живи! твори! люби! - ты нужен очень нам.
Мы очень признательны всем, кто принимает участие в реализации нашего проекта: Марианне Михайловой, Максиму Золотаренко, Елене Скворцовой, Ивану Михайличенко, Дине Дедякиной, Елене Седовой, Юлии Тюлькиной, Ольге Шевелевой, Марине Мининой, Алексею Цветкову.
Оказалось, всей этой дружной командой мы создали «арт-терапию», и пробуем себя в чём-то совершенно новом, не обозначенном ещё вербально, качестве и в новой роли, реанимируя к жизни через предоставление выставочного пространства спасённому врачами в тяжелейшей борьбе за жизнь после перенесённого страшного инсульта «Музыкальному Талисману» телеканала «Добро ТВ» Антонюку Андрею Николаевичу.
- Знаете, что самое главное? - спрашивает нас оживающий Андрей Николаевич, глаза его уже блестят, он - хоть еле, опираясь на металлическую раму обеими руками - но стоит уже сам, - Главное: знать, что ты нужен!
И провожает нас:
- У меня есть горячее желание: восстановиться! жить! творить!
Я обязательно буду - сам. Надену фрак. 15-го в 15-ть, - кивает, что-то уже задумал; и это уже совсем другой человек перед нами: вот что - какие чудеса - творят творчество и люди.
Уже смеётся, читает нам стихи (его рукописную поэзию в бесчисленных тетрадках и альбомах ещё предстоит нам открывать и открывать себе - но это уже - на следующей встрече). Кажется, за какие-то часы мыслей с разговорами в подготовке о предстоящей Выставке, он здорово помолодел, окрепший и даже озорно так стал звенеть голоском и взором: