Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Антонюк Андрей

„ВО МНЕ ВЫРАСТАЕТ

ОЧЕНЬ СИЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ -

ВОССТАНОВИТЬСЯ, ЖИТЬ И ТВОРИТЬ!

Андрей Николаевич Антонюк, композитор, родился 4 июня 1950-го на Арбате, в Москве. Мать, Даная Максимовна Антонюк, - у Андрея Николаевича фамилия матери, - военный переводчик Великой Отечественной, а с мая 45-го, 25-ти лет, она уже переводила на допросах пленных высшего командного состава капитулировавшего нацистского Вермахта в Потсдаме, Берлине, Нюренберге, освоила английский, работала с нашими тогдашними британскими и американскими союзниками.

Отца Андрей видел всего 4 раза в жизни, фамилия его была «Чебурашкин», что значит: „волжский", „с Волги". (Но, слава Богу, что по жизни у Андрея Николаевича другая фамилия, не отцовая «Чебурашкин» - как с такой сочинять и что?) Андрей ничего не знает об отце, но помнит, как однажды тот показывал ему свои маленькие акварели, - „очень слабые", замечает Андрей Николаевич, ставший акварелистом сам.

- Рисовал с самого детства, как себя помню, мать рвала мои рисунки - чтобы я лучше учился в школе, но, видно, - мало рвала!.. (улыбается).

Круг матери - ему первая школа. Среди этого круга, в который входили многие интересные, творческие люди, был и известный поэт, переводчик, фотограф и мемуарист, оставивший нам свои мемуары об Анне Ахматовой, Борисе Пастернаке, Сергее Шервинском, Арсении Тарковском, Александре Гёдике и многих других, слепой к тем годам Лев Горнунг, помогать которому и приставили маленького Андрюшку. Именно от Горнунга услышал и запомнил навсегда себе Андрюша, словно б девиз и прелюдию ко всей его будущей бурной жизни, слова: „Верь только в себя!"

В десять маленький Андрюша стал записывать свои стихи - палкой по снегу.

В 13, в 1963, юный Антонюк пошёл учиться в Московскую детскую художественную щколу №1 имени В.А. Серова (Москва, ул. Пречитстенка, д. 32/1, стр. 1).

Однажды, возвращаясь домой с занятий в Детской художественной школе, в Арбатском Трубниковском переулке Андрей знакомится с рисующим на улице художником, тот приглашает его домой. Художником оказался Могилевский, Александр Павловичем (1885, Мариуполь - 1980, Москва, - начинал, как верный последователь Василия Кандинского, авангардист, акварелист, график, автолитограф, экслибрист и книжный иллюстратор, входил в число избранных и лучших, как иллюстратор детских книг, Андерсена и Пушкина). Завязалась дружба, несмотря на разницу лет. Могилевский показывал Андрею свои работы, стал его практически единственным (не считая Шилова, Александра Максовича) учителем, оказал на Андрея значительное влияние и многому его по-настоящему научил.

 

Андрей Николаевич рассказывает...

- В 1968-ом, мне было 18, дядя Юра, майор, который потом стал генералом, подарил мне пластинку «Лунной сонаты» Бетховена в незабываемом мною и сейчас исполнении Виктора Карповича Мержанова (1919, Тамбов - 2012, Москва), слушая которую с утра до вечера я не только выучил наизусть сонату за две недели, но понял, что музыка - это моё, хотя я тогда только-только начинал играть на гитаре, которая была у моего дедушки.

В 19, в 1969-ом Андрей идёт в Армию, а после демобилизации, в 1971-ом, уже ясно осознавая своё призвание, начинает (хоть и поздно) учиться на «Фортепианном отделении» вечерней школы (тогда № 23) при «Московской детской музыкальной школе имени Н.Я. Мясковского» (тогда № 3, ныне «Московская детская музыкальная школа при Московском музыкальном колледже исполнительского искусства имени Ф. Шопена», Москва, ул. Садовая-Каретная, д. 4 - 6, стр. 7).

- Мне повезло с педагогами, и я их всех помню: Минасян, короткое время Зельнецкая, и в конце уже - Аксельрод Елена Михайловна, но главным своим учителем для себя в Школе, оказавшим на меня наибольшее и плодотворное влияние, несмотря на то, что мы были практически почти ровесниками, я считаю Нону Аветовну Тер-Габриэлян (сейчас - «Заслуженный работник культуры РФ»), отец которой, Авет Карпович (1899, Нахичевань-на-Дону - 1883, Ереван), был основателем (в 1923) одного из самых известных, старейших камерных музыкальных ансамблей, коллективов нашей Страны, «Квартета имени Комитаса», и на протяжении 52-ух лет (1924 - 1976) - его «Первой скрипкой», выпускником (в 1929) и педагогом Московской консерватории (сразу по окончании, с 1929). «Квартета имени Комитаса» репетировал тогда в Школе Н.Я. Мясковского, где я учился у Ноны Аветовны, и Нона Аветовна пригласила меня как-то послушать их игру через стену. Это произвело на меня столь глубокое впечатление, что я решил с тех пор писать только камерную музыку, что я делаю и поныне. Но занятия изобразительным искусством я не прерывал, ходил и в «Московский зоопарк» рисовать зверей, где часто видел рисующим знаменитого нашего анималиста Ватагина, Василия Алексеевича (1883, Москва - 1969, Москва), который не просто художник, но ещё и философ, и писатель, и педагог, и учёный, и настоящий восточный мистик, великолепными и мудрыми книгами которого о животных, умении и освоении навыков по их рисованию, я напитывался раньше, дорожу и сегодня.

В «Музыкальном училище имени Гнесиных», где я учился с 1973-го по 1977-ой на «Хоровом отделении», моим педагогом по «Сольфеджио» был Соколов, Александр Сергеевич (родился 8 августа 1949, в Ленинграде, музыковед, позже: доктор искусствоведения, 1992, профессор, «Залуженный деятель искусств РФ», 1999, Ректор «Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского», с 2001 по 2004, «Министр культуры и массовых коммуникаций РФ», с 2004 по 2008, член «Союза композиторов России», сейчас - Заведующий «Кафедрой теории музыки» в Московской консерватории, председатель её «Учёного совета», Председатель «Совета ректоров консерваторий РФ» и «Совета ректоров консерваторий государств - членов СНГ»); я поминаю его, Александра Сергеевича, который тоже был мне ровесником, как и мой педагог по фортепиано в Школе Н.Я. Мясковского Нона Аветовна Тер-Габлиэлян, всего лишь на год старше меня, добром: при моём совершенно не „абсолютном слухе" он ставил мне «4», чтобы я получал стипендию, за что я ему и сегодня очень благодарен.

В 1981-ом году, в 31 год, я закончил «Хоровое отделение» «Московского государственного института культуры», где учился 4 года, поступив сразу же после «Гнесинского училища». По «Фортепиано» у меня был прекрасный педагог - Гольфедер, Борис Александрович (1916, Харьков - 2002, Иерусалим, пианист, педагог, профессор, кандидат искусствоведения), восхищавшийся гением Клиберна, ученик одного из первых профессоров при СССР Московской консерватории Константина Николаевича Игумного, с 1918-го руководившего «Фортепианным отделом», а затем и «Исполнительским факультетом» Консерватории, Ректора Консерватории (1924 - 1929). Гольфедер - гениальный педагог, говоривший нам, что мы все - ученики и наследники Бетховена; и интересно, как он это коротко объяснял нам: „Я учился у Константина Игумного, Константин Игумнов учился у Ойгена Папста, Ойген Папст учился у Ференца Листа, Ференц Лист учился у Карла Черни, а Карл Черни учился у Людвига ван Бетховена, - поэтому, - говорил он, - я считаю, что мы все с вами - ученики и наследники Людвига ван Бетховена".

После окончания Института я посещал, как вольнослушатель, занятия в Московской консерватории по классам духовых и струнных инструментов и освоил их, чтобы это впоследствии помогло дирижированию, о котором я мечтал. Многому меня научил кларнетист, дирижёр и педагог Московской консерватории, профессор Штегман, Игорь Павлович (1932, Москва - 2013, Москва, заслуженный артист РФ). Все эти годы для меня было колоссальное удовольствие - ежедневное посвящение себя любимому делу и служению - музыке!

В начале и середине 90-ых Андрей Николаевич Антонюк создаёт графический портретный цикл, состоящий из более, чем пяти десятков листов, выполненных чёрной гелью, с натуры рисуя на концертах, мастер-классах и на репетициях тогдашних профессоров и студентов Московской консерватории; в его «объектив» попадают и известные: певец, профессор, публицист, общественный деятель Евгений Евгеньевич Нестеренко (1938, Москва - 2021, Вена, Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии, Кавалер ордена Ленина, Каммерзенгер Австрии), органист и клавесинист Сергей Леонидович Дижур (1924, Киев - 2000, Москва), пианист, профессор Михаил Сергеевич Воскресенкий (1935, Бердянск, народный артист РСФСР), пианист, клавесинист, органист, дирижёр и педагог Алексей Борисович Любимов (1944, Москва, Народный артист РФ) и тогда безвестные, совсем ещё молодые, сейчас...

Именно этот графический цикл кажется мне ключевым, документально цельным, ценным и важным в творческом корпусе - блоке изобразительного искусства композитора Андрея Николаевича Антонюка, поскольку - это прочувственный, искренний, выполненный с любовью и мастерством свидетельский рассказ о коллегах, старших и младших товарищах его по служению Святой для них всех Музыке! У этого цикла, видится мне, есть будущее: он может сложиться в отдельный Альбом с авторским повествованием о своих героях, рассуждениями о Музыке, Искусстве, Человеке, Стране и том, отнюдь не простом для всех нас Времени, которые теперь политики зовут «Лихие 90-ые».

17 лет, с его 35-ти по его 52-ва, с 1985-го по 2002-ой год Андрей Николаевич Антонюк преподаёт «Фортепиано» в 3-ёх московских детских музыкальных школах, работает и завучем. Это: не существующая ныне Детская музыкальная школа № 6 (ул. Балчуг, д. 7), Детская музыкальная школы № 24 имени Н.Г. Рубинштейна (ул. Верхняя Красносельская, д. 7-А, стр. 1), Детская музыкальная школа № 26 имени П.И. Юргенсона (ул. Русаковская, д. 23-А).

Все эти годы Антонюк упорно и безотрывно пишет, в основном, камерные музыкальные сочинения, ориентируясь почти без каких-либо уклонений на свой выбор самых лучших, вечных, как ему кажется: Бах, Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шопен, Григ, - и создаёт графику, напитываясь в Пушкинском и Третьяковке, отдавая предпочтение сформировавшемуся ещё с молодости своему вкусу: Микеланджело, Рафаэль (кумир его матушки), Репин, Шишкин, Левитан, Серов. (Ну сплошь «Классика», без изъяна даже; не скучно? - но Антонюк не стремится себя показывать, утверждать и удерживать чей-то интерес/внимание.)

Первое публичное исполнение произведений Андрея Николаевича Антонюка произошло совсем недавно, когда ему было уже 65, 5 сентября 2015 года в «Каминном зале» знаковой для Московской публики «Московской библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова», где расположен крупнейший в Москве огромный фонд музыкальной литературы, частные музеи музыкальных инструментов, частный орган, частный музей современного христианского искусства, множество выставочных, лекционных, концертных залов, где жива и кипит творческая, пропагандистская, экспозиционная, лекционная, концертная, научная, популяризаторская работа по искусству и культуре. Лучшее, по мнению автора, его сочинение «Соната для виолончели и фортепиано № 1» представили: открывший Антонюка миру известный виолончелист, солист оркестра Большого театра, руководитель Московского камерного ансамбля виолончелистов «Возрождение» Максим Золотаревский и пианистка Дина Дедякина, - а романсы музыки Антонюка пела Ксения Одинцова. Другие музыканты интересуются музыкой Антонюка, начинают её интенсивно исполнять, это: Екатерина Троицкая, Евгений Прокошин, Владимир Павлов, Александр Питт и многие другие.

С тех пор композитор пишет уже не „в стол", а по просьбам исполнителей, у него буквально вырывают готовые сочинения для скорого исполнения, он считает это настоящим счастьем себе и работает не покладая рук!

Но пришло горе: он думал, что вечный, но две недели Александр Николаевич провёл в реанимации, врачи боролись за его жизнь после тяжелейшего инсульта. И смогли спасти его, он остался с нами жить дальше...

Выставка, которая открывается 15-го мая в 15:00 2021-го года Концертом новых и уже полюбившихся исполнителям и публике музыкальных творений Мастера - не только первая его Персональная, но и первая Выставка его работ изобразительного искусства вообще. Если музыка Андрея Николаевича была, хоть поздно, 5 лет назад, но всё же открыта, - за что исключительное большое «Спасибо» виолончелисту Максиму Золотаренко, - то пробел узнавания его произведений графики и живописи заполняется вот только-только сейчас этой экспозицией прямо на наших глазах. Наиболее удачными, в которых есть страсть и нерв рисовальщика и путника, мне думаются графичные, точные по тону и линии опусы Крымских пейзажей, выполненные в велосипедных путешествиях в одиночку графитным карандашом. Художник использует устоявшийся, полюбившийся ему, удобный для камерного рисования прямоугольный стандартный формат в районе «А3» (40 х 30 см).

Жемчужина выставки - безусловно чёрно-белый цикл начала и середины 90-ых, выполненных исключительно с натуры портретов коллег композитора, профессоров и студентов Московской консерватории. Но среди всего, я бы выделил - как шедевр, мастерский и вдохновенный - крохотный портретик, сделанный очень оригинально технологически: женской чёрной косметической «тушью для ресниц», - «Аня Сулейманова» 1988-го года создания, что стоит у Андрея Николаевича в рамочке всегда против глаз с момента написания; он тоже понимает и ценит его качества, догадываюсь.

Выставка - очень смелая, ведь известно, что скажут...

Но на первый план течёт лучом и рекой милости это лекарское солидарное, человеческое чувство - помочь. Причём лечат не «Моцартом» или «Бахом» (психологический арт-стандарт), а тем, что дают автору стены под его искусство, вставляют в рамы, режут паспарту, делают экспозицию, приглашают лучших музыкантов, гостей, публику, пишут статьи, выполняют все вспомогательные труды, вдохновляют и зовут: живи! твори! люби! - ты нужен очень нам.

Мы очень признательны всем, кто принимает участие в реализации нашего проекта: Марианне Михайловой, Максиму Золотаренко, Елене Скворцовой, Ивану Михайличенко, Дине Дедякиной, Елене Седовой, Юлии Тюлькиной, Ольге Шевелевой, Марине Мининой, Алексею Цветкову.

Оказалось, всей этой дружной командой мы создали «арт-терапию», и пробуем себя в чём-то совершенно новом, не обозначенном ещё вербально, качестве и в новой роли, реанимируя к жизни через предоставление выставочного пространства спасённому  врачами  в тяжелейшей борьбе за жизнь  после  перенесённого  страшного инсульта «Музыкальному Талисману»  телеканала «Добро ТВ» Антонюку  Андрею Николаевичу.  

 - Знаете, что самое главное? - спрашивает нас оживающий Андрей Николаевич, глаза его уже блестят, он - хоть еле, опираясь на металлическую раму обеими руками - но стоит уже сам, - Главное: знать, что ты нужен!

И провожает нас:

- У меня есть горячее желание: восстановиться! жить! творить!

Я обязательно буду - сам. Надену фрак. 15-го в 15-ть, - кивает, что-то уже задумал; и это уже совсем другой человек перед нами: вот что - какие чудеса - творят творчество и люди.

Уже смеётся, читает нам стихи (его рукописную поэзию в бесчисленных тетрадках и альбомах ещё предстоит нам открывать и открывать себе - но это уже - на следующей встрече). Кажется, за какие-то часы мыслей с разговорами в подготовке о предстоящей Выставке, он здорово помолодел, окрепший и даже озорно так стал звенеть голоском и взором:

„Томленье глаз

И нежность рук -

Ещё один расхожий трюк.

Ещё недавно я сердился,

Но перестал сердиться вдруг.

Сняла с меня мои очки:

Все от рожденья дурачки!

И по коленке застучала,

Сомкнув сердито кулачки".

Искусствовед, коллекционер Артём Киракосов 

 

ГРАФИКА, ПОСВЯЩЕННАЯ МУЗЫКАНТАМ >>>

РИСУНОК  >>>


АКВАРЕЛИ :


1 мая года в Москве 2017 бумага, акварель 29,6х41,7

21 августа 2017 бумага, акварель 30х40

Апрель в Царицыно 2017 бумага, акварель 29,6х41,7

Банановые деревья. Лазаревское 2017 бумага, акварель 30х37

Березы в сумерках 2017 бумага, акварель 30х40

Весна надвигается 2017 бумага,акварель 29,6х41,9

Весна. Снег сошел 2017 бумага, акварель 29,5х41,7

Вечер на берегу 2017 бумага, акварель 30х40

Вечер не отвратим 2017 Бумага, акварель 29,6х41,8

Вечереет 2016 бумага, акварель 30,6х42,4

Вид на дворец. Царицыно 2013 бумага, акварель 28,2х40,5

Вид на море из нового дома Володи Шихова 2017 бумага, акварель 40х30

Город Павловский Посад 2015 бумага, акварель 29,7х41,7

Грибные находки 2006 бумага, акварель

Дачи около посёлка Лесные Поляны 2015 бумага, акварель 29,7х41,7

Дворец в Царицыно 2015 33,6х50,3

Дворик в Лазаревском 2015 бумага, акварель 29,7х41,7

Дом на горе над морем 2014 бумага, акварель 29х39

Дом над горой. Лазаревское 2017 бумага, акварель 29х42

Дом с пальмами 2015 бумага, акварель 29,7х41,7

Домик, где я жил в 2011 году 2014 бумага, акварель 35,48

Ель у дома, посажена Володей Шиховым 40 лет назад 2017 бумага, акварель 30х40

Закат солнца 2017 бумага, акварель 30х40

Зеленый бор 2013 бумага, маркер

Зима

Камни на берегу 2017 бумага, акварель 31х41

Камни на берегу, освещенные заходящим солнцем 2017 бумага, акварель, карандаш, титановые белила 25,1х41,7

Кафе на осеннем пляже 2014 бумага, акварель 29х39

Красный дом на стриженом газоне в лучах заходящего солнца 2017 бумага, акварель 30х40

Красный дом после захода солнца 2017 бумага, акварель 29,6х41,8

Красный домик с салатовой крышей 2014 бумага, акварель 22,7х34,5

Летний вечер 2013 бумага, акварель 28,7х41

Майская зелень 2017 бумага, акварель 31х41

Москва. Район Орехово 2014 бумага, акварель, темпера, белила 23х36

На второй день после весеннего равноденствия 2017 бумага, акварель 30х40

На железной дороге 2017 бумага, акварель 29,8х39,9

На краю оврага 2017 бумага, акварель 31х41

На пленере 2017 бумага, акварель 30х40

На поляне перед дворцом в Царицыно. Ярославна и Олег Ладики 2015 бумага, акварель 30х40

Натюрморт с пивной кружкой 2016 бумага, акварель, темпера, гуашь 30,6х42,9

Начало октября 2016 бумага, акварель, темпера 29,7х41,7

Ново-Иерусалимский монастырь 2017 бумага, акварель, темпера, гуашь 29,7х41,6

Овраг. Царицыно 2009 бумага, акварель

Октябрь в Царицыно 2014 бумага, акварель 29х39

Олег Ладик рисует в Царицыно 2014 бумага, акварель, темпера, гуашь 28,9х38,7

Осеннее одиночество. Опустевший парк 2014 бумага, акварель 36х48

Первозданность природы 2013 бумага, акварель 28,5х41

Первые краски осени 2016 бумага, акварель, темпера 32,5х49

Платан на улице Лазарева 2014 22,9х34,7

Платаны 2015 бумага, акварель 29,7х41,7

Платаны. Лазаревское, ул Лазаревская 2017 бумага, акварель 30х40

Побережье 2015 бумага, акварель 29,4х41,4

Погожий день 2015 бумага, акварель 29,7х41,7

Подмосковный пейзаж с ручьём в еловом лесу 2016 бумага, акварель 41,3х29

Поляна 2014 бумага, акварель 34,7х46,8

По-немногу шторм стихает 2014 бумага, акварель 36х48

После захода солнца 2014 бумага, акварель оранж маркер 24х35,7

Последний снег. Царицыно 2013 бумага, акварель 29,5х41,5

Предвечерний свет 2014 бумага, акварель 30,5х46,7

Прогулка 2016 бумага, акварель 30,6х43

Пруд в парке Царицыно 2016 бумага, акварель 35,8х47,8

Пруд в Царицыно 2015 бумага, акварель29,7х41,7

Разнотравье 2015 бумага, акварель 29,7х41,7

Ранняя весна 2017 бумага, акварель 29,5х41,5

Река Клязьма около посёлка Лесные Поляны 2015 бумага, акварель 29,7х41,7

Река Клязьма. Вид от деревни Комаровки 2015 бумага, акварель 29,7х41,7

Сад в Лазаревском 2017 бумага, акварель 30х40

Свирское ущелье 2017 бумага, акварель 30х40

Севастополь. Памятник затопленным кораблям 2006 бумага, акварель

Скалы на горе Сфинксы над долиной старого города 2006 бумага, авкарель

Снегирь. Январь. Молодые сосенки 2015 бумага, акварель 30,6х43

Соловьиные дни 2017 бумага, акварель 29,6х41,8

Старый клён 2014 бумага, акварель, темпера 22,9х34,6

Сфинксы над Бахчисараем 2006 бумага, акварель

Тихий вечер. Царицынские оранжереи 2013 бумага, акварель, гуашь 30х42

Уголок дворика 2017 бумага, акварель 31х41

Улица Лазарева, дом 182, 2017, бумага, акварель 30х40

Хурма 2017 бумага, акварель 30х40

Южный уголок. Лазаревское 2015 бумага, акварель 29,7х41,7