Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Выставка «О, Русь, открой прекрасное лицо!»

Выставка «О, Русь, открой прекрасное лицо», посвященная жизни и творчеству театрального художника Бориса Александровича Овчинникова-Новочадовского 1914 - 1997 гг.

Это Человек, олицетворяющий своей жизнью и творчеством весь ХХ век, который по своему драматизму превзошел все трагедии, бывшие в России за тысячу лет её существования.

Будущий художник родился в Красноярском крае, в творческой семье (отец врач, мама с юных лет в революционном движении - оба по убеждениям были большевиками). В июне 1919 года мама была расстреляна на глазах у пятилетнего Бориса, отец ушел с партизанами. Борис чудом остался жив. Начались его бесконечные скитания. Мало того он еще и заболел тифом. По счастью скитальца подобрала семья священника, у которого росли своих восемь девочек. Потом были годы жизни с бабушкой, которая смогла его разыскать. Потом с фронта вернулся отец, и в 1926 году они переехали в город Новосибирск. Там был театр, куда отец с сыном по вечерам отправлялись вместо ужина. Искусство и театр навсегда вошли в жизнь юноши, который вступил в круг художественной интеллигенции города. В 16 лет юный художник отправился в Москву с рекомендательным письмом к Апполинарию Васнецову.

Борис поступает сразу в два учебных заведения: художественное училище памяти 1905 года и институт кинематографии. В годы учёбы и тяжелейшего холодного и голодного быта случались судьбоносные встречи с Луначарским, Крупской, Энгельгардтом и другими. Впереди была, казалось, интереснейшая творческая и духовная жизнь. Однако в 1934 году в кругу друзей Борис назвал Сталина деспотом. Арестовали всех на следующий день. Из заключения вернулись только двое: Борис Овчинников и Сергей Рехенберг.

О лагерных годах рассказывал сам художник: ... дороги ГУЛАГа, забитые толпами, приводили всех туда от куда не было пути назад...» Некоторых спасала великая вера в бога и красоту.

После освобождения из заключения Борис сбежал с поселения со своим другом-художником в Казахстан. 2000 километров пешком без одежды и еды, без каких-либо средств. Весь долгий путь с ними прошёл пёс. Хлеб и воду делили строго на три части.

Всю дальнейшую жизнь Борис посвятил театру. Он много и плодотворно работал в театрах Казахстана, затем Сибири, потом на Урале, а с 1948 года в Ногинском драматическом театре.

Особое место в творчестве Бориса Александровича занимала тема Древней Руси. На выставке представлены мощные образы Андрея Рублёва и Чингизхана. В работах 50-60-х годов художник использовал лучшие традиции русской пейзажной живописи. Достоверность мастера в этих полотнах поднимается на эпическую высоту и ощущается как монументальное философское обобщение. В его пейзажах звучит та самая нота тишины, которую человек слышит, оставаясь наедине с Богом.

Всю жизнь Борис Александрович восхищался мастерством великих художников прошлого: Врубеля, Сурикова, Нестерова и др.. С конца 50-х годов был очарован работами Рериха. Долгие годы самые сердечные чувства связывали мастера с творчеством выдающегося художника-космиста Виктора Черноволенко - яркого представителя объединения «Амаравелла».

В дневниках Бориса Александровича есть удивительные слова: «Жизнь всегда будет хороша, когда человек свободен!» Вся жизнь и творчество мастера утверждают это. Во всех произведениях художник воспевает жизнь - ЖИЗНЬ с большой буквы.

Мы с вами на выставке сможем еще раз изумиться явлению духа человеческого.

Ждем Вас, дорогие друзья!

 

 

ОВЧИННИКОВ-НОВОЧАДОВСКИЙ

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1914-1997 гг.)

      Борис Александрович родился в Сибири, в селе Ношино, Красноярского края в 1914 году в семье врача. После трагической гибели матери, семья переезжает в г. Новосибирск. Первые уроки рисования будущий художник получил в раннем детстве, когда ему исполнилось пять лет. Мальчика также рано приобщили к музыке. С возрастом появляется увлечение театром, и юноша поступает статистом на сцену Новосибирского театра «КРАСНЫЙ ФАКЕЛ».

      В 16 лет юный художник с папкой рисунков и  драгоценным рекомендательным письмом художника-передвижника К. П. Ерушева  отправляется в Москву к Апполинарию Михайловичу Васнецову. Гостеприимный дом Васнецовых превратился для юного сибиряка в светлый остров доброжелательства, сердечного тепла и искреннего интереса к его творческим начинаниям.

         В 1930 году Борис поступает в «Художественное училище им. 1905-го года» и одновременно на актерский факультет Института кинематографии. Но вскоре приходит осознание, что изобразительное искусство - это смысл жизни.

      В дни окончания  училища в 1934 г. Борис Александрович был репрессирован. Пять лет концлагерей стали страшной жизненной школой для молодого художника. После освобождения Борис Александрович трудится в качестве художника-декоратора и постановщика в различных театрах Урала, Сибири и Казахстана. В Омске - это Театр кукол, Театр юного зрителя и даже Цирк. В 1945 году художник поступает на службу в Драматический театр г. Златоуста. В эти годы по эскизам Бориса Александровича были созданы декорации к спектаклям по пьесам Мольера, Шекспира, Кальдерона, Лопе-де-Вега, Островского, Чехова, Горького, Куприна, Гладкова... В осуществлении творческих замыслов на сцене художник часто принимал участие лично.

      Там же, в Златоустовском драматическом театре, художник встречает свою будущую жену - Нину Павловну Илларионову, с которой они прожили большую и счастливую жизнь.

      В 1948 году Борис Александрович был приглашен в Ногинский   драматический театр Московской области на должность художника-постановщика главным режиссером театра В. В. Познанским. В этом театре художник проработал около 20 лет.

      После выхода на пенсию Борис Александрович продолжает плодотворно трудиться в мастерской. Художника, как и прежде, интересует театр. Наряду с этим он много времени уделяет как графическим работам, так и станковой живописи.

         Мощным камертоном в полотнах мастера звучит пронзительное чувство любви к родной земле, к её многострадальной истории, духовным столпам и реальным людям, с которыми судьба свела художника. Россия! Её духовная мощь неисчерпаема, как неисчерпаема щедрость Вселенной. Природа наделила художника замечательным даром удивления, который он сохранил на всю жизнь. Радость открытия мира во всем величии Макрокосма была соединена в нем с чисто детским восторгом при соприкосновении с самым малым проявлением земной красоты (даже там, где ее не видел никто). Врождённое чувство радости бытия соединяется в его творчестве с высокой философской сутью явлений, будь то суфийская сказка, зеркало сцены, или жанровое мгновение реальности. Эпохи, страны и судьбы - всё есть дорога познания, эволюционный путь человечества.

      Последним циклом в творчестве художника стали десять работ пастельной сюиты «МЕТЫ ЗЕМЛИ». Тема сюиты - путь к Храму через всю историю человечества. Сквозь тернии и скорби, иллюзии и разрушения восходит душа человека к истине, добру и красоте. Финальным аккордом жизни и творчества Бориса Александровича Овчинникова-Новочадовского стала картина из цикла «Меты Земли» - «Час вечерней молитвы».

 

На страницу художника >>>

 

Видео с открытия выставки 

 

Фильм о выставке живописи и графики Б.А.Овчинникова-Новочадовского 
в Екатеринбурге :