На выставке будут презентованы посвящённые художнику и поэту Станиславу Гончарову: монография/антология «Неподражаемо учитесь побеждать» (составитель - реставратор Артём Киракосов), лирико-документальный фильм «Я пишу уже свет - впрямую...» (режиссёр - композитор Святослав Оводов).
Круглый стол «Ухожу в ночь светить и петь» (22 октября, суббота, 1100, «Дом А.Ф. Лосева», ведущий - философ Виктор Троицкий).
По субботам октября: 8, 15 и 29 (закрытие с обсуждением) с 16:00 часовые экскурсии по выставке проведёт куратор проекта, реставратор Артём Киракосов
Артём Киракосов о Станиславе Гончарове :
Станислав Гончаров - яркий, артистичный, экстравагантный, неисправимый, философичный и непослушный, свулканизировавший выплеском в мир тысяч своих масштабных творений самых разнообразнейших стилей, техник, жанров, почерков. Его творчество не знало ученичества, падений, установки на паузу, отдыха, пробуксовок. Он с самых первых курсов Ростовского художественного училища (1958-1963) стараниями своих великих учителей Тимофея Теряева и Германа Михайлова сразу встал мастером на обе ноги, восприяв через них уроки Ван Гога, Гогена, Дионисия, Рублёва, Сарьяна, Петрова-Водкина, Филонова и Боттичелли...
............
„Я БЫЛ ПРЕДАН ДОРОГЕ, ЧТО ВЕЛА МЕНЯ" -
лучшая живопись Станислава Кирилловича Гончарова в постоянной экспозиции «Галереи На Чистых прудах»
Гончаров (1940, Алчевск Коммунарск Ворошиловск, Донбасс - 2003, Сергиев Посад Загорск, Россия) - не просто задира, забияка, грубиян, больной классическими русскими болями и болезнью хулиган (как думали, обманываясь, про Есенина; так давайте же и вспомним, что великий русский поэт Эпохи Революции Сергей Есенин написал В.С. Чернавскому: „Если бы не пил, разве мог бы я пережить всё, что было?"), а гораздо хуже Гончаров: он - лютый - дуэлянт! А мишени его? - Да нет же, не такие (коротышки в искусстве - типа „живые" ещё), как вы. Он знает толк в этом деле, с кем драться-мериться силой горения, поэзией огня своего живого творческого гения имеет смысл, кого вызывать на поединок из «Книги Мёртвых» Пантеона Искусств, назначая и выбирая противниками лучших самых, у которых он подбирает перчатку вызова, брошенную в Истории, якобы, ему лично, как считает...
1940 - родился младшим братом Людмиле и Виктору в семье советских интеллигентов первого призыва, сумских потомственных иконописцев по отцу и смоленских крестьян по матери, 11 июня в Ворошиловске (до 1903 - Юрьевка, до 1932 - Алчевское, c 1961 - Коммунарск, с 1992 - Алчевск) у Александры Ивановны Гончаровой (урождённая Коновалова до брака), выдвинутой на звание «Заслуженный учитель» популярной, любимой и известной в городе учительнице Младших классов располагавшейся рядом с их двухподъездным, двухэтажным домом 14-ой школы, и талантливым, ответственным плановиком, находившемся на особом счету у Руководства Донецко-Юрьевского (ныне Алчевского) металлургического комбината Кирилла Герасимович Гончарова, а дед художника по материнской ветке, Иван Ефимович Коновалов, - видный стахановец, награждённый, что было ценнейшим и вполне редким до Войны явлением, «полным набором мебели»: стол, диван, стулья, буфет. кресла, шкаф и другие предметы гарнитура, до Войны семья строит свой дом на тогдашней окраине городе, а в Войну Гончаров-дитё „кормит" семью, выступая за разнообразные съестные гостинцы перед ранеными госпиталя, расположившегося в школе, где работала его мать
1959 - с третьего раза только поступает в Ростовское художественное училище имени Б.М. Грекова, где ученик Мартироса Сергеевича Сарьяна Тимофей Фёдорович Теряев и ученик Павла Николаевича Филонова Герман Павлович Михайлов прививают своему избраннику любовь к Ваг Гогу, Сарьяну, Петрову-Водкину, Филонову, итальянцам Возрождения, к Рублёву и Дионисию, древнерусской фреске, мозаике, миниатюре и иконописи, с начала учёбы Гончаров - активный участник ученических выставок
1964 - с трудом, еле заканчивает на «3», отбиваясь с отчисления только прекрасной игрой на гармони и активным участием в художественной самодеятельности Училища
1964 - после окончания учёбы возвращается на родину в Ворошиловск (Коммунарск Алчевск), поскольку распределён и начинает работать в Донецко-Юрьевском (ныне Алчевском) металлургическом комбинате художником-оформителем, сильно этим тяготясь
1965 - по зову своего закадычного друга и извечного соседа по комнате с времён учёбы в Училище Алексея Соколенко переезжает в Ставрополь, устраиваясь преподавать в только образовывающуюся и открытую в том же здании при «Ставропольском краевом музее изобразительных искусств» Детскую художественную школу, сходясь близко ещё и с другим выпускником Ростовского училища, художником, педагогом Евгением Саврасовым, втроём друзья формируют лицо молодого нового искусства Юга России, принимая участие абсолютно во всех выставках города, края, области, зоны, республики
1965 - своим другом Алексеем Соколенко Гончаров вводится в круг общения известного московского коллекционера неофициального искусства, сотрудника многих западных посольств, имевшего дипломатический статус, Георгия Костаки, напитывается, учась от его великолепного собрания Русского Авангарда и старших своих современников, художников-нонконформистов: Оскара Рабина, Владимира Вейсберга, Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, Олега Целкова, с кем у Гончарова завязывается длительная, многолетняя искренняя дружба, поэтому, одна из лучших, знаковых картин Гончарова посвящена именно таким встречам - «В гостях у коллекционера Костаки», 1966
1966 - знакомится с Татьяной Отрезовой (своей будущей супругой), ещё школьницей, которая вместе со своими подругами, Софией Барер и Верой Бараковой, занимаются у Гончарова в классе по изо, центром и душой компании и притяжения всех становится Сергей Шефф, направленный на Ставрополье хранителем коллекций музея, впоследствии - искусствовед и реставратор, и, как и София Барер, - автор серьёзной и развёрнутой статьи о творчестве Станислава Гончарова
1968 - брак с Татьянй Отрезовой, принимающей фамилию мужа - Гончарова, уже студенткой 1-го курса Историко-филологического факультета «Ставропольского государственного педагогического института»
1968 - 24 сентября у Станислава и Татьяны рождается дочь Оксана, на Ставрополье Гончаров так и не был принят с Союз художников, куда так стремился всей душою и мечтой
1973 - семья переезжает в Минск, Гончаров преподаёт в городской Детской художественной школе, полноценно участвует в выставках, его повторно не принимают в Союз художников
1974 - по приглашению Ивана Сандырева, с которым Гончаров становится близким в поездке на одной из «Творческих дач», переезжает с семьёй в Загорск (с 1991 Сергиев Посад), начинает работать в Монументальном отделении Загорского художественного фонда
1974 - в Загорске Гончаров обретает двух ближайших на все последующие годы друзей-сподвижников в жизни и искусстве: Евгений Чубаров и Николай Куц
1974 - три ведущих отечественных мастера: Дмитрий Жилинский, Гурий Захаров и Андрей Васнецов, с которым Гончаров вступает в длительную, основательную, обширную и фундаментальную переписку до самой кончины Васнецова (рисует его в гробу последний раз с натуры), сходу дают ему рекомендацию на вступление в «Секцию Графики» Союза художников
1975 - принят наконец в члены Союза художников СССР, позже Гончаров переходит в «Секцию Живописи», после 11-ти лет безуспешных попыток поступить в художественные ВУЗ-ы Страны, оставляет эту затею навсегда
1975 - дружбой с двумя удивительными Чернышёвами: нежным, лиричным, завуалированным и живописным Николаем Михайловичем и монументалистом и скульптором, брутальным, прямым, открытым и мощным Борисом Петровичем, - определились две центральные линии характера творческого поведения Гончарова на холстах
1976 - «Образы Загорска» - первая знаковая персональная выставочная экспозиция Гончарова в центральном выставочном зале Союза художников Загорска
1980 - к своему 40-летию художник создаёт выставку «Автопортрет за 20 лет», которая дико раздражает коллег по цеху творчества, а близких Гончарову очаровывает: „Ему хорошо и радостно работается" (Владимир Десятников, искусствовед, художник)
1990 - эпохальная выставка к 50-летию художника в московском зале Союза художников на Крутицком валу, о которой высоко отзывается выдающийся исследователь и знаток Русского Модерна и Авангарда, оставляя запись в «Книге отзывов», Дмитрий Сарабьянов
1996 - к 55-летию художника проходит его большая персональная выставка в «Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике», куратор - искусствовед Елена Куценко
1996 - выходит в свет первый сборник стихотворений Станислава Гончарова «Врата», Гончаров показывает свои стихи, получая поддержку и похвалы от совершенно разных по направленности поэтов, литераторов, критиков: Виктор Шкловский, Евгений Евтушенко, Эдуардас Межелайтис, Вадим Кожинов
2000 - за усердные труды во славу Святой Церкви Христовой старейший и авторитетнейший правящий архиерей Русской Православной Церкви Божией Милостию смиреннейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) награждает поэта и художника особой Грамотой в Благословение и на дальнейший творческий подвИг и пОдвиг
2002 - следуя сохранившимся историческим материалам, представленным ему его супругой, Татьяной Гончаровой - хранителем коллекций музея, имея большой опыт художественной работы с деревом, не ошибаясь ни на миллиметр, уже смертельно больной художник, занимается не своим здоровьем или завещанием остающегося после него вскорости наследия, а воссоздаёт алтарную деревянную преграду Храма во имя Спаса Нерукотворного музея-заповедника «Мураново»
2003 - 16 мая смиренно почил, похоронен под Сергия Градом, до самой кончины ведя грандиозную подвижническую и профессиональную творческую и выставочную жизнь, оставляя после себя тысячи творений, 10 блестящих, запомнившихся прижизненных персональных выставок, изданные сборники стихов, каталоги и более десятка прижизненных серьёзнейших и восторженных статей о себе и своём творчестве, а также бессмертную верную, благодарную память друзей, любивших, ценивших его предельно высоко, работы художника хранятся в частных, корпоративных и государственных, музейных собраниях у нас в Стране и Зарубежом
2021 - по кончине его творчество усилиями друзей, почитателей и его семьи, жены Татьяны и дочери Оксаны, которые ещё и хранители коллекций музея-заповедника «Мураново», продолжает завидно храниться, исследоваться, активно каталогизироваться, систематизироваться, реставрироваться, популяризироваться, выступать в разных ипостасях, по-разному и на разных площадках: проходят его персональные выставки, круглые столы и научные конференции, ему посвящённые, издаются сборники поэзии и каталоги, организуются фестивали Гончарова, пишутся посвящения ему и статьи о нём, именно он своей персональной выставкой, посвящённой 45-летию жития в Загорске, открывал весь престижный список лучших ушедших художников Сергия Града прошедшего века Проекта «Арт-Память» на Грант Президента Российской Федерации Культурно-просветительского центра галереи «АртБаzа», создаются его народные музеи, памятные встречи и показы продолжаются и на родине художника, Луганский художественный музей демонстрирует раннее его творчество, времён ученичества, в его доме в Данилово, где последнее время жил художник, создаётся его Мемориальная музей-мастерская
2022 - с самого начала года «Галерея На Чистых Прудах» Москвы размещает у себя на одном из этажей постоянную экспозицию лучших живописных работ Гончарова, которая должна перерасти к осени в обширную, захватив все площади, и сопровождаться документальным фильмом, который уже снимается, о жизни и подвиге творчества Станислава Гончарова, научной конференцией и фестивалем, который распространится и будет поддержан «Научной библиотекой и мемориальным музеем «Дом А.Ф. Лосева» и «Музеем-библиотекой Н.Ф. Фёдорова», покупка редкого издания которого ещё в юности дало сильнейший толчок книжному и философскому любопытству художника, мыслителя и поэта Станислава Гончарова
10 02 2022
Артём Киракосов, художник-реставратор, Данилово, Дом-музей-мастерская Станислава Кирилловича Гончарова, подготовлено для открытия постоянной экспозиции Гончарова «На Чистых Прудах»