Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Гончаров Станислав. Выставка 2024 - ГРАФИКА

 

21 августа, среда, 2024 в 18:30 открытие выставки Графика СТАНИСЛАВА ГОНЧАРОВА

 

«ДУША НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ТОРГОВОЙ ТОЧКОЙ», -

художник, поэт Станислав Гончаров

нехоженые тропы леса архива

Графика замечательного русского Художника Станислава Кирилловича Гончарова / 1940, Алчевск, Донбасс, УССР - 2003, Сергиев Посад, Подмосковье, РСФСР / - неожиданное, счастливое открытие и любителям искусства Гончарова, и его исследователям. Она осталась - неразошедшейся, нетронутой - в семье его полностью: с конца 50-х, от первых рисунков в Ростовском художественном училище имени Грекова - до последних... И хранит весь путь Художника, судя по всему, не считавшего себя «графиком», и рисовавшего практически всю жизнь на стандартной писчей бумаге А4, эскизируя к известным своим полотнам, варьируя тон, гамму, колористику. Но используемые им материалы и инструменты, технологии и техника, композиционные приёмы: акварель, темпера, гуаши, золотая, серебряная, бронзовые пудры, спонтанные добавки, пастель, цветные и простые графитные карандаши, тушь, шариковые и гелевые ручки, перья, кисти, фото, ксероксы, аппликация, коллажи, цитаты и автоцитирование, самоповторы и импровизации, перемасштабирование и многое-многое ещё что другое, - делают этот материал ярким и зрелищным, уникально смотрящимся сегодня. Так ведь это же полная антология его пройденного пути в искусстве? - вкупе с собранием газет, авторепродукциями, дневниками, стихами, письмами и статьями - нехоженые тропы леса архива! Художник, явленный миру, как исключительный живописец, вступал в творческий союз в «Секцию графики» (1975) (так легче было пробраться) рекомендованным известными титанами Советского искусства: Дмитрием Жилинским, Гурием Захаровым, Андреем Гончаровым, - но почти мгновенно переметнулся в «Секцию живописи». Тем не менее, первые 15 атрибутированных вещей графики, добавленные в постоянно действующую с начала 2022 года экспозицию картин Гончарова на 3-ем этаже хорошо знакомой москвичам «Галереи на Чистых Прудах» говорили нам, что у нас впереди ещё немало «нечаянных радостей» от непредсказуемого, но работавшего бесперебойно, как часы, до самой своей остановки, замечательного русского Художника Станислава Кирилловича Гончарова.

Сегодня, 21 августа 2024, среда, спустя уже многолетие экспонирования Галереей творчества Гончарова, она представляет искущённому и требовательному московскому зрителю, кому уже нашими общими усилиями знакомо творчество Художника, подготовленную его семьёй, искусствоведами-хранителями: супругой Татьяной Петровной и дочерью Оксаной Станиславовной Гончаровыми, - его персональную выставку, в этот раз уже полностью графическую!

Артём Киракосов

реставратор, научный сотрудник, куратор выставки

"Галерея на Чистых Прудах"

Каталог С. Гончарова к выставке  >>> 

 

Московская "Галерея на Чистых Прудах", только что славно и широко, солидарно с таким же юбилеем шагающего по жизни культурного собрата, журнала "Собрание. Культура и искусство", отметившая ХХ-летие итоговой роскошной экспозицией своего собрания, в самом центре которого по заслуженному праву красовались несравненные мощью своей, собственности Галереи, ранние шедевриальные произведения Станислава Гончарова середины 60-х прошлого века, открывавшие юный отечественный "суровый" стиль, такие, как «1947. Хлеб ржаной, отмена хлебных карточек», 1965, Художника, чьи произведения Галерея последовательно и упорно представляет вот уже много лет подряд, заново открывая его после плотного забвения с 90 Столице всё с совершенно разных сторон, как своего "родного", рада порадовать просвещённого зрителя очередной, важной по значимости для понимания творчества Гончарова, его выставкой: графика.

Потомок сумских иконописцев по отцу и смоленских крестьян по матери, родившийся 11 июня в Алчевске (современное название) на Донбассе в 1940 в семье популярных и известных в своём городе советских интеллигентов первого призыва, Кирилла Герасимовича, плановика Донецко-Юрьевского металлургического комбината, и Александры Ивановны, учительницы начальных классов, Станислав Гончаров с юности, с учёбы (1958 - 1963) в Ростовском художественном училище имени М.Б. Грекова у своих блистательных педагогов: ученика и последователя Мартироса Сергеевича Сарьяна Тимофея Фёдоровича Теряева и Германа Павловича Михайлова, воспитавшего себя на Павле Филонове и Кузьме Петрове-Водкине, от которых у Гончарова на раннем и в зрелом этапах - неповторимый постимпрессионистический и возрожденческий следы, всегда много рисовал и углублённо в различных техниках занимался графикой, как миниатюрной, так и крупноформатной, "печатной" и "оригинальной". И, что достаточно естественно, как график, в 1975 он был триумфально легко принят с первого раза в Союз художников в первый же год после переселения семьи (супруга Татьяна Петровна, дочь Оксана Станиславовна, ныне искусствоведы, хранители коллекций музея-заповедника "Мураново") с мест раньшего базирования живания трудов на святую Радонежскую землю, в Сергия град в 1974. Увы, к моему лично дикому сожалению, с сменой жительства сменились у Станислава Кирилловича и творческие ориентиры и приоритеты в живописи: он отходит от постимпрессионистических, авангардных образцов, от влияний той живописи, с которой познакомился, ещё живя в Ставрополе, в 1965 в Москве в гостях у легендарного коллекционера русской иконописи, авангарда и нонконформистов Георгия Костаки. Но зато, жизнь Гончарова залаживается сразу: и с 1974 (и теперь до конца) - он уже активный и моторный живописец Монументального отделения Загорских художественных мастерских, зарабатывает, чтим, любим! Да, кстати, оказалось, что монументальное искусство (представьте?) - самое хрупкое; и при смене Режима пошло под нож первым вместе с сломом советских лет построек и, как выяснилось, не ценных архитектурно строений. Что сталось с монументальными, заказными творениями Гончарова неизвестно непонятно? А вот эскизы, выполненные, условно, графическими материалами, гуашью на картоне, бережно сохранены в семье, живы! Поэтому, выбрав и взяв в плакат и на пригласительный представляемой выставки графики Гончарова два его эскиза 1980 одной настенной росписи, подходящие и имеющие для того все явные декоративные качества под удержание плоскости без глубоких прорывов вглубь, что бывает при других техниках, мы ещё и сохраняем монументальное наследие Гончарова. В том числе, и потому, что Гончаров всегда так блестяще рисовал и овладел графическими дисциплинами, при поступлении в Секцию графики (Загорского отделения) Союза художников СССР, о чём Художник мечтал очень давно, и откуда его регулярно отводили строгие его враги-начальники по живописи, "прЕЕмщики", его совершенно не формально поддержали своими рекомендации, в том числе, такие, понимавшие и знавшие в графике толк, корифеи, как: Андрей Дмитриевич Гончаров, Дмитрий Дмитриевич Жилинский, Гурий Филиппович Захаров и другие. Надо сказать, что связь с этими мастерами Гончаров не просто держал всё своё дальнейшее жительство, а считал путеводной для себя, переписываясь c старшим наставникам в искусстве, встречаясь, регулярно "показываясь" (как персональным врачам) им "творческим актуальным лицом" посылками фото своих последних работ. Известно, что у местных посадских художников был шок, когда поддержать уже сложившегося Гончарова на открытие его персональной выставки к 55-летию 8 февраля 1996 в Сергиев приехал сам титулованный, маститый академик-титан Жилинский! Знаю, что и между обоими Гончаровыми существовала активная переписка, были и хранились (хотя, пока не нашлись) 16 важных писем от Андрея Дмитриевича Гончарову-младшему. Гончаров-младший провожал „тёзку" в "последний путь" (так к нему и обратился первым впервые письмом: „Привет, тёзка!" - и  „тёзка"-старший, вопреки явно хамскому запанибратству младшего [а это за Гончаровым числилось], ответил, хотя, подобное было совсем не в его духе, нормах, симпатиях, как опытного ещё и наставника молодёжи, педагога, профессора, завкафедры и председателя жюри многих ответственных важных конкурсов...). Станислав сделал потрясающе трагическую зарисовку (должна войти в историю) с натуры Андрея Дмитриевича в гробу, выставленным на прощание 8 июня 1979 в залах Академии художеств СССР. Видно: (он) - горячо и горько плакал, пока рисовал, но клал же синий штрих на акварельные неяркие заливы, выстрадывая..? Гончаров являлся серьёзным и верным и глубоким другом тому, кого таковым для себя считал. Примеров много: знаменитый нонконформист, сгоревший на Западе в галерейной контрактной жизни у успешного арт-дилера Гарри Тацинцяна и вернувшийся в 90-х на Родину Радонежья Евгений Чубаров - ещё один пример таких человеческих отношений в искусстве. Не случилось дотянуть и до запланированного знакомства с Виктором Попковым; и не мог 40 (традиционных) дней Гончаров прийти в себя после дикого расстрела Попкова прилюдно (случайно?) инкасаторами (один пьяный) на Тверской... А вот с ставшим закоренелым парижанином Олегом Целковым Гончаров расстался как-то тихо, без объяснений, даже эпистолярных, отворотяся сам, не отвечал Целкову...

Однако, сразу же перейдя в Секцию живописи, при жизни Гончаров графику не выставлял и графиком себя мыслил отнюдь не в первую голову. Этой позиции мы сейчас и благодарны, поскольку, именно благодаря ей, весь корпус листов сохранён. Так значит, открывающаяся выставка графики Гончарова - восстанавливает справедливость, в том числе, и перед самим автором?

Наследие Гончарова поистине необозримо: монументальное и прикладное искусство, мебель, скульптура, тысячи написанных картин, тонны и склады, ящики и залежи стихов, прозы, дневников, философии, писем, драматургии, коллажей и mix-вой жанриститки, листы условно графики, конечно. Среди этого всего, как графику, я бы выделил, помимо зарисовок, пометок набросков, что называется, "на полях", конечно, листов "оригинальной" и "печатной" графики, как правило формата "А4" (скорее, - для удобства из выпускаемого государством нарезанного под скорую руку творящего, не способного долго ждать...), сотворённых, поистине, всеми мыслимыми красителями и предметами, инструментами и приборами, дающими штрих, пятно, след (карандаши, пастели, акварели, гуаши, темперы, ручки, пасты, пигменты, лаки, клеи, земля, пепел, прочее, любой мусор, в конце концов...), блок авторских, как правило, чб фото собственных работ (при последнем заглядывании и попытки сортировать я сосчитал их порядка 150), к этому же к блоку графики я бы добавил все ксероксы с "автофото", поскольку их, отпечатанными в разных тоновых напряжениях, Художник использовал в коллажах; ну и, естественно, сами многочисленные коллажи (куда входило многое и не перечисленное, вырезки, репродукции, газетные и журнальные материалы, собранные и подготовленные художником, как для изучения, так и - думается, верится - для коллажирования в графику и живопись, в остальное...), общее число графического наследия (не считая давно не проглядываемых ранних учебных и доучебных, детских вещей) уместится, представляется, в 1000 (естественно, цифра крайне примерная, и графика требует пристального внимания специалистов)!

Учтя прагматическое отношения того, зрелого, "посадского" (1974 - 2003) Гончарова к своей графике, стоит отметить, что весь корпус графики Гончарова основного рабочего периода делан на удобном стандартном формате "А4" и представляет собой композиционные, колористические, стилистические поиски живописных произведений, а лишь во вторую очередь - иное, собственно графику, как таковую. Но и это, по-своему, прекрасно: пред нами - разлегается весь ход мирочувствия и предэксперимента Гончарова на холстах, картонах, дсп, досках, оргалитах, металле. Догадайтесь теперь сами, что именно этот блок эскизов, - назовём, наконец, их прямо своим именем: «эскизы», - разоблачает до нуля, полностью опровергая представление о Гончарове, как импровизаторе: мы видим, практически, в сотнях аналитическую, скурпурёзную работу над всеми возможными нюансами композиции, тонального и колористического решения произведения. Кроме того, многие произведения уже не находятся в поле зрения, в вот такая работа, эскизная, над ними и теперь с нами, - спасибо случаю с судьбой!  

Несомненно, Гончарову свезло в всех смыслах: с родительской и собственной семьёю (он купался в ласке, достатке, понимании, любви, в конце концов!), с друзьями, коллегами, музеями, в выставочной и интимной художественной практике, - при жизни. Ну и не только: он верно женился и воспитал прекрасную дочь, - их волей и трудами его наследие сохраняется бережно, описывается, реставрируется, показывается, помещается и надёжные руки музеев и достойных коллекционеров, выходит опять на площадки лучших столичных галерей...

Гончаров не просто везунчик, но выстрадал своё, вслушайтесь только? - вот современники о Гончарове говорят.

„Неподражаемо учитесь побеждать, и, не покладая рук, пока молодость при вас, сгорайте сердцем во благо Отечеству <как Станислав Гончаров>". Николай Куц, художник, ближайший сподвижник и друг Гончарову.

„Он творил в самом древнем материале России - «из глины хлеба и неба», рвал своё сердце. Виктор Соловьёв, искусствовед, знаток и автор статей о творчестве Гончарова, коллекционер и художник.

„Уникальное! Неожиданное! Небывалое! По этому критерию С.К. Гончаров берёт самую высокую планку. Сразу узнаваемый, он выламывается из общего ряда - бросает вызов всякому усреднению". Юрий Линник, философ-космист, музейщик, прозаик и поэт, культуролог, автор статей о искусстве Гончарова и стихов по его живописным произведениям.

„Дорогой Станислав! Поздравляю от всей души. Понравились и ранние - 60-е ("Маски и свечи"), и 70-е ("Памяти Лорки"), и последние большие ("Реквием" и другие), и вся "Мусорология". Ясно одно: художник получился. С приветом - Д. Сарабьянов.
16.06.1990 года". Дмитрий Сарабьянов, ведущий исследоваетль, знаток Русского авангарда.

Мне посчастливилось с 2015 под руководством замечательного искусствоведа, предельно компетентного, без преувеличения героического (из-за дикого объёма и разнообразия сотворённого Автором) верного хранителя невероятного ещё и по составу собрания Гончарова, его супруги, Татьяны Петровны Гончаровой, реставрировать Гончарова в Данилово, что у музея-заповедника Мураново, в его Доме-мастерской, где нашими общими усилиями созданы его мемориальные музейные уголки и комнаты, по её доверию - быть исследователем, экспозионером и лектором, докладчиком, автором статей и популяризатором творчества Станислава Кирилловича, стать инициатором первого документального фильма о Художнике, заглядывать в его архивы и составить первую монографию Гончарова, моими ногами и руками Гончаров пришёл в легендарную московскую "Галерею на Чистых Прудах" к Валерию Павловичу Новикову, звезде звёзд...

Представляемую, открывающуюся ныне прекрасную выставку графики Станислава Кирилловича Гончарова полностью подготовила и оформила уже дочь Художника, Оксана Станиславовна, не просто и не только музейщик-сотрудник Мураново, но музыкант и художник, выставляющаяся со своим отцом и взявшая труды над его наследием из старших рук да на свои плечи!

Галерея начала выставлять Гончарова осторожно, сначала небольшой графической группой всего в 15 атрибутированных, каталогизированных листов, следом добавляя живопись; к осени 2022 Гончаров занял своей персональной выставкой избранного уже все три этажа выставочного пространства Делового центра Торгово-промышленной палаты РФ. На открытии итоговой персональной выставки Гончарова  «"Я был предан дороге, что вела меня": от Ван Гога к Рублёву / 40 лет творческого пути» состоялись: презентация первого издания первой монографии антологии Станислава Гончарова "Неподражаемо учитесь побеждать" (составитель - реставратор Артём Киракосов), премьера лирико-документального фильма "Я пишу уже свет - впрямую..." (режиссёр - композитор Святослав Оводов), Круглый стол "Ухожу в ночь светить и петь" ("Дом А.Ф. Лосева", ведущий - философ Виктор Троицкий), - а закрывалась выставка через месяц презентацией уже второго издания монографии антологии. Работы Гончарова пополнили лучшие московские собрания: Михаила Алшибая, Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева, "Marchand Gallery", Валерия Новикова и других. Постоянное экспонирование Гончарова шло и дальше, экспозиции менялась, но в них много внимания, несомненно, было уделено графике Художника. Помимо итоговой выставки к ХХ-летию Галереи и Журнала в мае 2024, вещи Гончарова были представлены и заняли достойное место и на выставке «Поэзия мурановских пейзажей» в 2023. Галерея не уставала представлять, рекламировать, популяризировать Художника всё время и меж значимыми выставками, в меру сил ухаживая за его произведениями, рамя их, реставрируя, публикуя и комментируя. Нынешняя открывающаяся 21 августа 2024, среда, в 18:30 выставка графики Станислава Кирилловича, на которую всех ждём, - следующий, закономерный шаг в познании творчества этого яркого Автора, Мастера!

2015 - 2024

11 августа 2024, Артём Киракосов,

реставратор, научный сотрудник, куратор выставки,

"Галерея на Чистых Прудах"

 

 

 

 

 

БИОГРАФИЯ Станислава Гончарова >>>

 

 

 

Фоторепортаж  с выставки:              ЧАСТЬ 1 >>>           ЧАСТЬ 2 >>>

 

 

Просмотр работ - ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>



48+1917г. 1965г. б., граф. кар., цв.к. 15х21

1917 год. 1971г. б., шар.руч. 10,3х7,1

XX век. 1966г. б., ч.чернила. 20,2х14,9

XX век. 1966г. б., чернила, темп. 20,8х15,7

Автопортрет с картиной. 1980г. б., чернила, брон. 18,4х14,2

Автопортрет с коромыслом. 1975г. б., цв.кар., граф.кар. 12х10

Автопортрет с мольбертом. 1975г. б., чернила, шар.руч., темп. 21,7х20

Автопортрет Тане Гончаровой. 1976г. б., шар.руч., темп., брон. 27,3х20,4

Автопортрет. 1959г. б., акв. 26,2х20

Автопортрет. 1972г. б., чернила, темпера, брон. 29,5х20,8

Автопортрет. 1973г. б., чернила, акв., алюм. 21х29,9

Автопортрет. 1973г. б., шар.руч., акв. 20,4х14,2

Автопортрет. Фарбизм. 1971г. б., шар.руч., акв., алюм. 28,8х20,2

Автопортрет.1964г. б., чернила. 19,2х14,1

Бабочка. 1973г. б., шар.руч. 13,3х12,2

Брестская крепость. 1992г. б., бел., алюм., граф.кар., коллаж. 19,8х28,8

Были. 1989г. б., шар.руч., белила. 29.6х20,9

Былина (авт.копия). 1970г.1990г. б., шар.руч., граф.кар., белила. 18,9х13,8

Былина. 1988г. б., шар.руч., граф.кар., белила. 18.9х12,5

Былина. Прозрение. 1991г. б.. шар.руч.19,8х14,2

В мастерской. 1976г. б., шар.руч. 20.7х14,9

В саду Эдема. 1968г. б., граф.кар. 19,7х19,3

В саду. 1970е гг. б., чернила. 18,1х18,2

Весеннее. 1970г. б., граф.кар., алюм., белила.14.2х28,7

Вечерний свет. 1993г. б., шар.руч., белила. 20,9х30

Вечерняя песня. 1975г. б., фотогр., шар.руч., белила. 21,7х20,1

Вечерняя песня. 1976г. б., фотогр., шар.руч., белила. 17,3х17,1

Вошедший в Дверь. 1971г. б., шар.руч.. граф.кар. 24,4х20,7

Время Всевидящего Ока. 1989г. б., шар.руч., белила, коллаж. 21,8х18,6

Время собирания очей. 1990г. б., шар.руч. 20,3х16

Время. 1973г. 1992г. б., шар.руч., чернила, граф.кар., алюм. коллаж. 29,8х20,9

Всего тебе, старик! 1973г. б., шар.руч. 6,3х6,1

Гандбол. 1969г. б., шар.руч., белила. 10,8х14,4

Георгий Победоносец. 1992г. б., шар.руч., белила. 7х8,3

Глаза ночи. 1988г. б., шар.руч. 10х15

Городской пейзаж (2). 1990е гг. б.. чернила, белила. 12.2х14,9

Городской пейзаж. 1990-е гг. б., чернила, шар.руч., белила. 16,4х18,8

Городской пейзаж. 1990е гг. б., шар.руч., белила. 12,5х14,9

Двое(1). 1967г. б.,шар.руч. 12,2х13,5

Двое. 1968г. б., шар.руч., алюм. 19,8х17,1

Двойной портрет. 1967г. б.. чернила. 10,8х22,3

Дед с бабкой (М.И. и И.Е. Коноваловы). 1964г. б., чернила. 23,6х19,2

Дождь в пустыне. 1968г. б., шар.руч., белила, коллаж. 16,1х18,2

Дочь. Оксана. 1969г. б., шар.руч. 14,1х12,9

Европа и её время. 1991г. б., шар.руч., белила, чернила. 18,6х24,8

Женский портрет (вариант). 1967г. б., чернила, темпера. 13,9х10,2

Женский портрет. 1967г. б., чернила. 14,1х9,9

Женский портрет. 1972г. б., шар.руч. 9,7х6,7

Женщина с собачкой. 1995г. б.. граф.кар., темпера. 12,2х14,9

Женщина у окна. 1975г. б., шар.руч. 7,6х6,3

Завещание отца. 1992г. б.,шар.руч., темпера. 30,3х21,3

Загорск. Вид из окна мастерской. 1970е гг. б., шар.руч., алюм., темп. 17,6х18,1

Извечная поэзия. 1974г.1990г. б., чернила, темп. 20,3х20,7

Истина. 1975г. б., шар.руч., алюм., темпера. 20,9х15,5

Истина. 1975г. к., б., темпера, коллаж. 29,6х21

Картина и Время. 1970г.1990г. б., чернила, темпера, алюм. 20,8х18

Колодец. 1971-75гг. б., шар.руч., бел. 15,9х17,1

Коммунарск. 1964-66 гг. б., чернила. 25,4х19,7

Композиция 202. 1966г. б., чернила, темпера. 26,9х19,4

Композиция с картинами. 1980е гг. б., шар.руч., алюм., белила. 20,7х28,6

Композиция с коровой. 1968г. б., шар.ручка. 20,1х28,6

Композиция с коровой. 1968г. б.,шар.руч. 14,3х20,1

Композиция. 1969г. б., акв. 16.4х20,1

Композиция. 1990г. б., шар.руч., фольга, темпера, граф.кар. 20,7х22,3

Композиция. Корова. 1968г. б., шар.руч. 20,1х28,6

Краеугольный камень молчания. 1966г. б., чернила. 20,1х15,5

Красные яблоки. Ставрополь. 1972г. б., шар.руч. 27х19

Купальщица. 1976г. б., шар.руч. 10,2х8,2

Курильщик и луна. 1971г. б., граф.к., шар.руч., белила темп. 18,9х17,2

Курильщик и луна. 1971г. б., шар.руч., ал., бронз., темп. 19х17,2

Лермонтов в Сергиевом Посаде (2). 1982г. б.. чернила, бронза. 15,7х19

Лицо. 1966г.1986г. б., чернила. 20.1х14,6

Лицо. 1967г. б., чернила. 20х28,5

Лицо. 1969г. б., шар.руч. 28,7х20,3

Лунные часы. 1990е гг. б., шар.руч., алюм. 20,9х17,9

Лунный свет. 1985г. б., чер.чернила, шар.ручка. 16,7х23.6

Мальчик с мячом. 1969г. б., шар.руч., акв. 21,8х23,3

Маскарад смерти. 1990г. б., чернила. акв., шар.руч. 13.5х16

Материнство. Семья художника (Авт. копия). 1969г. б., чернила, цв.кар., белила. 22,6х16.9

Металлурги. Коммунарск. 1959г. б.. чернила. 28,6х20.3

Миша. 1970г. б., шар.руч. 30х21

Мой дед (И.Е.Коновалов). 1964г. б., чернила. 20,9х14,1

Москва. 1958г. б., чернила. 26.7х20

Мужской портрет (вариант). 1965г.1985г. б., темпера, чернила, шар.руч. 13,9х10,5

Мужской портрет. 1965г. б.. чернила. 12,6х9,9

Муза плачущего света. 1975г. б.. шар.руч., чернила, алюм., коллаж. 27х18,8

Музыка. 1966г. бум.,граф.к. 22х25,5

музыка. 1966г. к., чернила, шар.руч. 22,3х22,3

Музыка. 1970е гг. б., чернила. 16,5х13

На выставке в Москве. 1967г. б., шар.руч. 16,7х20,2

На набережной Москвы. 1950е гг. б., чернила. 28,7х20,1

Набат. 1966г. б., чернила, темпера. 14,1х20,3

Набат. 1966г. б., чернила. 14,2х20,2

Натюрморт с картинами. 1971-72гг. б., темп., коллаж. 26,9х19,5

Небесный взгляд. 1987г. б., шар.руч., темпера, чернила. 29,5х20,8

Несущий неперспективную Память. 1974г.1991г. б., темпера, коллаж. 20,9х29,4

Несущий неперспективную Память. 1974г.1991г. б., чернила, темпера, алюм. 21х29,7

Ночное бдение. 1971г. б., чернила, алюм., граф.кар. 17,5х25,2

Нутро лжи. Мусорокопия генсека. 1988г. б., белила, алюм., коллаж. 21х29,6

Обнаженная. 1970е гг. б., шар.руч. 14,1х18,6