Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Лидия Тимошенко

"Галерея на Чистых прудах"
при поддержке:
Журнала "Собрание. Искусство и культура"
Делового центра Торгово-промышленной палаты РФ

приглашают на выставку

 

ЛИДИЯ ТИМОШЕНКО

в семейном кругу художников:

Давид ЗагоскинЕвгений Кибрик,

Нина КибрикСофия Власова, -

при участии: Андрея, Льва и Саши Кибриков

 

4 ноября, понедельник (выходной день), 2024 в 18:00

 

к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина
к 190-летию первого издания "Евгений Онегин"
к 120-летию со дня рождения Л.Я. Тимошенко

 

      Выставка впервые сенсационно представляет крупными отреставрированными полотнами и мощными графическими композициями известного живописца 20-х - 70-х годов ХХ-го столетия, члена легендарного ленинградского объединения "Круг художников" (1926 - 1932), иллюстратора пушкинского "Евгения Онегина", Лидию Яковлевну Тимошенко (1903 - 1976), в её семейном кругу художников и показывает новые, ранее неизвестные специалистам и любителям, произведения: обнаруженные недавно в семейных "закромах" базовые рисунки ("Детгиз", 1958, и "Художественная литература", 1966), к обоим, ставшим уже каноническими и постоянно переиздающимся, вариантам её онегинских иллюстраций, спасённый ею альбом натурных зарисовок (1939-1940 [?]) Евгения Кибрика (1906 - 1978, брак с Тимошенко: 1938 - 1959), акварельный лист "В колхозе" (конец 1920-ых [?]) его авангардно-раннего, "филоновского" периода, реалистически мастерский, 1936-го года, карандашный рисунок "Портрет отца" ("Адольф Кибрик"), три, из ставших уже поистине редкостью, произведения Давида Загоскина (начала 30-х годов, брак с Тимошенко: 1928 - 1938), на которых мы легко узнаём, конечно, и Лидию, и самого Давида, хотя по поводу авторства одного из рисунков, на которых изображены оба художника, есть вопросы.

      Зрителей ждут сенсации и дальше: они увидят "спорные", как считает сам автор и многие другие, никогда не показывавшиеся ранее, произведения разных техник, стилистик, жанров внучки Лидии Тимошенко и Евгения Кибрика художника, культуртрегера, руководителя Культурного центра, Сообщества и Галереи "Клуб АРТ`ЭРИА", Нины Кибрик (1967 г.р.), создания разных лет её творчества, начиная с суриковского студенчества на Факультете графики.

      А сенсации, меж тем, продолжаются: правнучка Лидии Тимошенко и Евгения Кибрика, классический скрипач и фолк-певица, продолжатель "линовской" народной сельской певческой традиции, руководитель популярного ансамбля этнической музыки "Лакоча", София Власова-Кибрик (1994 г.р.), совершенно неожиданно для всех, возможно, и для неё самой, подхватывает и продолжает семейную ветвь/линию в изобразительном искусстве, дебютируя, как гравер-станковист, пейзажами современного Санкт-Петербурга и портретами своих кумиров в искусстве: Павел Филонов, Велимир Хлебников, Андрей Платонов, Игорь Стравинский, Джон Колтрейн, - её концертное выступление с партнёрами откроет и закроет, обрамит собою вернисаж.

      Что дальше? - семейный круг Лидии Яковлевны Тимошенко крепко запаивают собою: графика, фотографии и керамика её внука Андрея (1963 г.р.), известного российского лингвиста, доктора и профессора, директора Института языкознания РАН, и пока ещё только школьников: правнучки Саши (2014 г.р.) и праправнука Льва (2009 г.р.).

      Эх! простите, да разве ж это всё? ан нет - на вернисаже состоится также премьера фильма (видео-ряда) Андрея Бабаева, режиссёра, оператора и журналиста, супруга Нина Кибрик, по этапам создания пушкинских иллюстраций к "Евгению Онегину" Лидии Тимошенко.

      И ещё одна (успокойтесь, это последняя, на сей раз, обещаем) важная для общественности премьера: впервые после длительной реставрации к этому важному дню зрителю предстают отреставрированными и обрамленными, в специальных паспарту и под музейными стёклами, лежавшие до сего под спудом и хранившиеся в рулонах, многие художественно ценные произведения живописи и графики Лидии Яковлевны Тимошенко, 120-летию которой, вкупе с громкими пушкинскими юбилеями, и посвящены этой, так сложно выстроенной, открывающейся экспозиции наши труды в её семейном круге и в нашей Галерее.

Валерий Новиков, директор, Галерея на Чистых прудах, Москва

Артём Киракосов, реставратор, Галерея на Чистых прудах, Москва

На плакате Выставки и на пригласительном билете воспроизводится последнее, итоговое, как Завещание, произведение художника: Лидия Тимошенко "День творения", 1967, холст, масло,  150х120см. Собрание семьи художника.

Выставка работает ежедневно с 10:00 до 20:00 c 4 ноября по 28 ноября (включительно) 2024, вход свободный

 

 

      Лидия Яковлевна Тимошенко (1903-1976 гг.) - до войны петербуржская-ленинградская, а после войны и эвакуации - московская художница. Ученица Павла Мансурова. Яркий ее взлет в ранний ленинградский период тесно связан с участием в знаменитом обществе «Круг художников» или просто «Круг» и опытами в Ленинградской экспериментальной литографской мастерской, где она была замечена всеми особенно по солнечной литографии «Катюша», ставшей чем-то вроде негласного символа эпохи. После исканий и экспериментов 20-ых годов, в тридцатые она выкристаллизовывает свой стиль и узнаваемую поэтичную манеру тонкослойного письма маслом, с преобладанием темы юности, детства, что в результате, выливается в монументальные многофигурные росписи ленинградского Дворца пионеров в Аничковом дворце. Творческие командировки в сельскую местность вместе с мужем Давидом Загоскиным (одним из основателей общества «Круг») дают много замечательной станковой графики - тушь, акварель, гуашь. Параллельно она переводит масляную живопись в графический множительный материал - литография, гравюра. Все это делает ее универсальным мастером, которому подвластно многое.

В 1938 году ее новый союз с уже тогда известным графиком Евгением Кибриком, открывает другую страницу творческой биографии для обоих. Война, арест мужа, эвакуация, маленькие дети - все это не прерывает ее труда, хотя военные годы никак нельзя назвать лучезарными в ее Искусстве. Уходит чистый яркий цвет, поэзия сменяется более приземленным, но и тихо героическим далеко не пафосным реализмом. Порой приходится писать портреты за мешок картошки, другую провизию... Но даже из эвакуации Лидия посылает свои холсты в Москву на сезонные выставки. Искусство нужно ей как воздух. Художница пишет программные картины, такие как «Кавалерист-девица Надежда Дурова» и не удавшаяся «Зоя», за которую ее терзают на худсоветах.

  

Лидия Тимошенко и Евгений Кибрик

 После войны и спасения мужа из заключения, семья поселяется в Москве. Кибрик делает одну за другой замечательные книги как иллюстратор. И вслед за ним Лидия Яковлевна замышляет реализацию своей мечты - ни более ни менее как роман Пушкина «Евгений Онегин»! С момента первоначального замысла до выхода в свет окончательного варианта иллюстрированной ею книги пролегает 20 лет... Брошенный ею вызов муж сначала не принимает всерьез - отговаривает жену, говоря, что она задумала непосильное для человека. Но это еще больше подстегивает крепкий характер и самолюбие художницы, и она приступает к работе со всем рвением и основательностью. Лидия Яковлевна досконально изучает все, относящееся к пушкинской эпохе. В результате, даже придирчивые специалисты не могут найти этнографических ошибок в первом варианте иллюстраций в технике монохромной живописи маслом, в котором она воссоздает «энциклопедию русской жизни», но, в отличие от словесной у Пушкина - изобразительную. Художница объясняет свой необычный выбор техники тем, что гризайль была в моде во времена Пушкина. Книга, в которую вынужден поверить Евгений Кибрик, все-таки выходит не без его поддержки и защиты в 1958 году. Грандиозный нечеловеческий труд завершен. Но тут на сломе эпохи, после смерти Сталина и первого дуновения свободы и «Оттепели», Лидия Яковлевна неожиданно перечеркивает пройденное и принимает волевое решение сделать Онегина заново - теперь ей открылось как! Это будет предельно лаконичная  двухцветная литография - рисующий черный и дополнительный цвет, создающий эмоциональную окраску и емкую цветовую выразительность. Мастер использует найденные им ранее беспроигрышные композиции, при этом отбрасывает все лишнее, все мелочи и подробности, высвобождая из-под них воздушный пушкинский стих. Лидия  Тимошенко сильно опережает новыми иллюстрациями свое время, одновременно создавая квинтэссенцию Искусства 60-ых годов. Муки с худсоветами пережиты, и новая книга увидит свет в 1966 году. Однако весь тираж был отправлен на экспорт в Европу, что одновременно и почетно, и грустно, так как в родной стране иллюстрации Тимошенко не прозвучат при ее жизни в должной мере.

Красивая и трудная жизнь женщины-Художника, большие свершения, жемчужина которых - два варианта иллюстраций к роману Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» - центральнейшей книги в русской культуре после «Слова о полку Игореве».

К юбилейному году 225-летия Пушкина в 2024 году, к 120-литию самой Художницы и 190-летию с первого издания «Евгения Онегина» в 2023 году, можно с радостью сказать, что за последние годы петербуржским издательством «Речь» блестяще переизданы оба варианта иллюстраций Лидии Яковлевны Тимошенко, со всем пиететом к труду художника, даже с рассказом о ней и о ее работе в конце каждого переиздания. Похоже, иллюстрации Лидии Тимошенко дождались-таки своего времени, судя по реакции на них современного нам читателя.

В 60-ые годы складывается и уникальный ее поздний стиль живописи, мало похожий на довоенный и стиль военной поры. Это портреты, цветы, дороги. Живопись большим пятном, лапидарная по рисунку и изысканная по цвету, минимумом средств достигается максимум выразительности. Эта живопись и второй вариант Онегина имеют между собой много общего. И, опять-таки, хотя ее холсты пронизаны временем, это явно 60-ые годы, «Оттепель», но одновременно они не похожи ни на кого и не примыкают ни к одному из модных течений и существовавших в Москве объединений. Она сама по себе, недовостребованная женская судьба рядом с ярким и знаменитым мужем, союз с которым трагически распадается, и остаются только сыновья - Коля Загоскин и Саша Кибрик, их семьи, внуки - и Искусство.

В конце жизни Лидия Яковлевна обращается к самому базисному, философскому осмыслению человеческой истории, жизни. Пишет картину «День творенья» и не успевает закончить огромное полотно «Адам и Ева в раю»... Одновременно она загорается работой над литографской копией иконы «Троица» Андрея Рублева для Третьяковской галереи, что переходит в еще одно глобальное исследование теперь уже иконописной техники, теории изменения цвета... Лидия Яковлевна загорается небывалой мечтой - реконструкции «Троицы», чтобы увидеть какой она была в самом начале, когда ее только создал русский гений, а ныне Святой Андрей Рублев. Ей добывают старинную иконную доску, натуральные краски по самым древним дошедшим до нас рецептам... И она пишет икону. Те счастливцы, которые ее видели, говорят, что это была невыразимая и неподражаемая красота. А на другой день, когда родные пришли, доска была счищена до основания, а художница со смехом говорила, что теперь она знает точно как написать и напишет с легкостью... Но этому сбыться было не суждено... Так не осталось даже фотографии реконструкции иконы Рублева Лидии Тимошенко. Есть только целый ряд литографских разработок, говорящих о том, какое чудо могло бы родиться из-под ее рук...

 

В выставке «Лидия Тимошенко и семейный круг художников» в «Галерее на Чистых прудах» (4 - 28 ноября 2024 года) по проекту Артема Киракосова принимают также участие работы первого мужа художницы Давида Загоскина, а также Евгения Кибрика и их с Лидией Тимошенко внучка - художница Нина Кибрик. Впервые в подобной семейной выставке примет участвует правнучка их обоих - рисующий музыкант София Власова-Кибрик. Увлечение керамикой внука Лидии Тимошенко и Евгения Кибрика ученого лингвиста Андрея Кибрика и их правнучки Саши Кибрик также нашли отражение в выставке. Семейный дух творчества привел в мир фотографии правнука Тимошенко и Кибрика - юного фотохудожника Льва Кибрика. Как при жизни, так и 48 лет спустя, Мастер продолжает влиять на окружающих, а на самых близких - особенно.

 

      Давид Ефимович Загоскин родился в 1900 году в городе Сураж Витебской губернии. Рано покинул семью и поехал учиться в Одессу. Затем в Саратов, где уже в 20 лет начал преподавать живопись и вошел в историю как представитель саратовской школы.

Пройдя в юности через увлечения кубизмом, футуризмом, конструктивизмом пришел к 30-ым годам к фигуративному искусству. После переезда в Петроград (Ленинград) продолжал преподавание и занимал руководящие посты в художественных объединениях, был членом правления знаменитого ленинградского «Круга художников» или просто «Круга». В экспериментальной литографской мастерской экспериментировал с этой техникой.

В 1928 году женился на художнице «круговке» Лидии Яковлевне Тимошенко. У 1933 году у них родился сын Николай.

Они с женой вместе ездили в творческие командировки и много рисовали вместе, благотворно друг на друга влияя.

В 1939 году расстался с Лидией. Погиб от голода в блокаду Ленинграда в феврале 1942 года. Тогда же погибла его живопись. Графика чудом была спасена его племянником Исааком Загоскиным, спрятавшим папку с листами под диван на даче на Карельском полуострове. Через много десятилетий в 1981 году она была найдена и обнародована Александром Кибриком и его женой Антониной Коваль совместно с Исааком Загоскиным, после чего Давид Загоскин обрел вторую известность.

 

      Евгений Адольфович Кибрик родился в 1906 году в степном городе Вознесенск Херсонской губернии (сейчас Николаевская область) в семье состоятельного купца хлеботорговца.

Намерение стать художником не встретило поддержки отца, поэтому совсем юным, в 16 лет Евгений уехал из дома учиться в Одессу. Затем оттуда в Ленинград. Учеба во ВХУТЕИНе, а затем 1927-1930гг.. в мастерской Павла Филонова, в объединении «Мастеров аналитического Искусства» одним из лучших его учеников, а потом уход из студии и поиск своего личного пути в Искусстве.

В экспериментальной литографской мастерской Евгений встретился с Лидией Тимошенко, что повлияло на всю его судьбу. В 1949 году у них родился сын Александр. Блокаду Ленинграда Кибрик пережил в тюрьме и ссылке, а потом чудом спасся, благодаря заступничеству актера Николая Черкасова. После войны семья уже поселилась в Москве, и никогда в Ленинград не возвращалась.

Всенародную известность Кибрик приобрел своими иллюстрациями к прекрасным книгам: «Легенда об Уленшпигеле» Шарля Де Костера, «Кола Брюньон» Ромена Роллана, «Тарас Бульба» Гоголя, «Героические былины», «Борис Годунов» Пушкина, «Портрет» Гоголя... Звание Народного художника СССР было вполне заслуженно, так как целые поколения людей видели его иллюстрации в конце школьного учебника литературы.

Евгений Адольфович 15 лет преподавал в МГХИ имени «Сурикова» в мастерской Станковой графики, а затем, став академиком РАХ, возглавил одну из академических мастерских и воспитал не одно поколение художников - графиков.

Под влиянием супруги, Лидии Тмошенко Евгений Адольфович начинает писать много маслом. Сам же, воздействуя своим влиянием как книжный иллюстратор, приводит ее к мысли об иллюстрировании романа «Евгений Онегин» Пушкина, что она с блеском и выполняет в двух вариантах, не смотря на все трудности и преграды.

Скончался в 1978 году и похоронен на Новодевичьем кладбище, впоследствии - вместе с сыном лингвистом Александром Евгеньевичем Кибриком.

 

 

      Нина Кибрик внучка Лидии Тимошенко и Евгения Кибрика - художник.

 «...Мои учителя - моя Мама Антонина Ивановна Коваль (первые и дальнейшие шаги, постоянная поддержка), Дина Гольдсман (детский кружок рисования в Институте языкознания РАН), Роман Арсеньевич Соломахин (Краснопресненская художественная школа), Михаил Иванович Шелегеда (гравюра, композиция), Георгий Александрович Щетинин (пром. графика) (МГХИ имени Сурикова, факультет графики), Феликс Бух (мозаика), Артем Киракосов (собственно творчество).

Закончила мастерскую станковой графики Суриковского института.

Занимаюсь живописью (композиция, портрет, пейзаж), графикой (станковой и печатной), мозаикой, иконописью, фреской, книжной иллюстрацией, росписью по ткани (холодный батик), скульптурой, живо-вязью и вышивкой, детской игрушкой, дизайном пространства, проектированием и арт-продюсированием, руковожу галерей «АРТ`ЭРИА» одноименного Культурного центра. Состою в Московском Союзе Художников (Секция графики, Эстамп).

Более 20 персональных выставок в России и за рубежом, участие в более 30-и коллективных выставках.

Работы находятся в музеях и частных коллекциях в разных странах мира.

Искусство понимаю как летопись любви...»

 

      София Власова-Кибрик правнучка двух выдающихся художников - Лидии Тимошенко и Евгения Кибрика, выросла в художественной среде, погруженная в атмосферу творчества.

С самого раннего детства всегда много и увлеченно рисовала, интересовалась изобразительным Искусством.

Однако победила музыка, скрипка, занятия которой с пяти лет были главным ее увлечением. Музыкальная школа им. Игумнова, Гнесинское училище, потом Московская Государственная консерватория имени П.И. Чайковского, работа в музыкальном Театриуме Терезы Дуровой, увлечение фолк-музыкой, фольклором, джазом, руководство фолк-группой «Лакоча» - таков ее музыкальный послужной список.

Рисование никогда не покидало ее полностью. Но два года назад, начиная с подготовки большой выставки прабабушки Лидии Тимошенко в Петербурге в Музее XX-XXI веков Санкт-Петербурга, музыкант стал превращаться в художника. Графика, эксперименты в разных техниках, пробы в пейзаже, портрете, жанре, а затем черно-белая линогравюра - захватили сильно.

На этой выставке в честь 120-летия Лидии Тимошенко в кругу художников ее семьи София Власова-Кибрик показывает избранное из графических серий, созданных ею за эти два года.

 

 

 
Лидия Тимошенко и Андрей Кибрик

 
      Андрей Александрович Кибрик внук Лидии Тимошенко и Евгения Кибрика - ученый лингвист, доктор филологических наук, профессор, прекрасно рисовавший в детстве, не пошел по этой линии, но всегда мечтал заняться керамикой. В юности, в университетские годы, он даже один предпринял путешествие в высокогорное Дагестанское селении Балхар, чтобы поучиться там гончарному мастерству. Прошло немало лет, прежде чем его мечта исполнилась - в московской керамической студии он освоил ремесло гончара и роспись керамики, плоды чего и представлены на этой выставке.

 

      Саша Кибрик правнучка Лидии Тимошенко и Евгения Кибрика, девочка школьница увлекается многими вещами, в том числе и лепкой из глины, особенно изображением насекомых и вообще анималистикой.

 

      Лев Кибрик праправнук Лидии Тимошенко и Евгения Кибрика, школьник, подросток учится в медиа-классе и не на шутку увлечен фотографией и видео-съемкой. Несколько его вполне сложившихся фото-серий представлены на выставке.

 

 

 

 

 

 

Фоторепортаж  с выставки:              ЧАСТЬ 1 >>>           ЧАСТЬ 2 >>>

 

Видео с открытия выставки