Я родился 23 ноября 1927 года. Мой отец - инженер, он, к несчастью, рано умер; и я рос и воспитывался в семье своего деда, тоже инженера.
А другой мой дед - великий хирург, создатель советской клинической школы, Сергей Иванович Спасокукоцкий (в Москве на Ленинском проспекте перед главным зданием Городской клинической больницы № 1 ему установлен памятник, скульптор: Всеволод Всеволодович Лешев).
С 1940 по 1947 я живу в Москве: Московская государственная академическая художественная школа, а затем следом сразу - Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова и начало работы в издательствах...
Первая персональная выставка у меня состоялась в 1960 (в «Камероновой галерее») в С.Пб. (тогда Ленинград).
Девять лет я провёл на Западе: Лондон, Базель, Афины, Берлин, Тель-Авив, Вена, Париж, Кембридж, - всех персональных выставок у меня там состоялось 30.
В 1997 выходит 8-й том полного собрания сочинений Александра Сергеевича Пушкина с моими иллюстрациями. И меня радует, что крупнейшие искусствоведы и пушкинисты (академики: Алексей Алексеевич Сидоров, Михаил Владимирович Алпатов, Дмитрий Дмитриевич Благой, Ираклий Луарсабович Андронников и многие многие другие ещё) положительно отозвались о моей «Пушкиниане», пушкинской теме в моих иллюстрациях.
Но «Пушкинская», хоть и главнейшая, - отнюдь не единственная тема в моём «творческом багаже»: мною проиллюстрировано более 50 изданий по Русской истории и бессмертных мировых литературных и философских шедевров: греческой, итальянской, персидской, французской, английской, немецкой и другой Европейской и Восточной классики: Гомер, Данте, Катулл, Хайям, Шекспир, Бокаччо, Шарль да Ко- стер, Вольтер, Дидро, Прево, Мольер, Гёте, Мериме, Гейне <...>
Я не могу объяснить своё возвращение! Ведь мы же, правда, не логические машины..? Великий Киплинг, которого я очень люблю, как-то в стихах своих заметил на сей счёт: «Мы сердцем своим в колыбели, В стране, где потратили труд. Надежду и веру и гордость - Всё в почву вложили мы тут»!
| адаптировано и редактировано Артёмом Киракосовым
Артём Киракосов ПАВЕЛ БУНИН - ИСТОРИК С КИСТЬЮ В РУКЕ... | в преддверии столетия |
„Вовремя прочитанная книга - это ещё и иммунитет против пошлости, безвкусицы и засорения языка!" Павел Бунин
Павел Бунин - историк, прежде всего, историк мировой литературы, как иллюстратор и мыслитель, комментатор и исследователь, пропутешествовавший по ней жизнь напролёт, поэт и переводчик, энциклопедист-библиофил, редкий „книгачей", как характеризовал его Чуковский. Он книжник в древнем смысле этого слова, строгий и непредвзятый критик, автор воспоминаний и мемуарист, оставивший нам ещё и эссе и путевые заметки, „вдохновитель целого поколения", как подписал его портрет с оборота рисовавший его ещё подростком замечательный график Дмитрий Митрохин.
В преддверии столетия этого не забытого Мастера, которое, не сомневаемся, будет отмечаться и прозвучит в Культуре в 2027, мы, в "Галерее на Чистых прудах", показываем его масштабную экспозицию с совсем иной, совершенно не изученной стороны: рисунки с натуры во всех, а владел он в совершенстве всеми, графических техниках (по всем, практически, странам Западной Европы, где Художник побывал также, жил и трудился 9 лет), дополненные редкими архивными материалами, фото, изданиями, плакатами выставок и другим, что сохранила нам до сего дня его книжный соавтор, муза, поэтесса и живописец, хранительница наследия, модель и мать двоих его детей, Марии и Михаила, Светлана Ильинична Рудакова!
Павел Бунин - несомненный гений! А какая ж специальность его, главная, что я имею ввиду? Он читатель. Никак и никакой не рядовой "иллюстратор", а, скорее, - из ряда вон! Выбросьте это пошлое `звание` о нём и само слово. Он интерпретатор, комментатор, отнюдь не сторонний, а реконструктор живой и актёр, режиссёр, так вживающийся в предмет, что стал неотделимым от того, что читал! А читать надо учиться у Бунина; да, правда! Историю Всемирной литературы? - а её будут изучать по Бунину, запомните.
Он не доучился. Ему явно не хватает мастерства. Его у него у него просто украли! Позор властям Суриковского института, откуда его выгоняли неоднократно за те неполные два года (а, скорее, что и за год один всего, "учебный" просто: 1947 1948), что он там был. (Кстати, он не любит про это говорить и писать, не поминая о плохом, указывая только дату поступления в Суриковский.) Ну и выгнали! Гордись, Павел Львович, ты попал в славную компанию; думаешь, один такой? нет.
Обследуя бунинские вершины (а славная фамилия для всех нас, русских, да?), заметишь: он пашет, не переставая, ведя борозду за бороздою, вынося на себе непомерно отлопаченные пОтом, будто археологически, графикой толщи "культурных слоёв" и "цивилизационных разломов". А что это значит для нас, в графике? Выбрал, отточил композицию; а затем шлифуй, лист за листом повторяя (держа в руках десятки повторов); понимаешь: Бунин каллиграф, выводивший процесс до идеала. А в книгу попадало лучшее? О нет, не всегда. А ведь и не получалось! Слабые места? они есть: пропорции, к примеру. На сотнях штудий, которые мы (наконец) видим, Бунин старается `залатать` не даденное Институтом. А бесполезно `залатать`; прикрыть-то только и можно: ведь образование - штука базовая, комплексная; так и двигаешься, `калекою` `формы`, если лишили части, прыгая на одной ноге (игру детскую такую ["классики"], помните?). Ампутант. А доучись он?!
Выставка Павла Бунина в нашей "Галерее на Чистых прудах" - крупнейшая за всю (прижизненную и послежизненную) биографию Мастера: до 300 листов готово к показу; а в папках, за сценой - для друзей и любителей - без рам, ещё больше, сотни...
Какие приёмы ходы - специфически бунинские? Это, в первую очередь: с лёгкой акварельной подложкой или без неё летучая проходка тонким, скорым пером чёрной тушью в одно касание линией. Таковые его шедевры: к Хайяму (репродукция № 03), к античному Пушкину (репродукция № 04), к Гейне (репродукция № 05, 06). Во вторую очередь (нечасто встречающиеся, исторические, как правило), - штриховые длительные проработки чёрной тушью, с небольшим добавлением включением гуашевых белил кистью (репродукции №: 07, 08, 09, 10), с ориентацией на европейскую резцовую гравюру XVII XVIII веков. Третье, несомненно, самая технически сложная задача: пространственное решение листа всеми графическими, доступными ему, чем владеет Художник, материалами: графитный и цветные карандаши, акварель, гуашь, тушь чёрная и цветная, сухие сыпучие: уголь, соус, сангина, сепия, пастель, - перья, кисти. Это, как правило, в большинстве своём - натурные восхитительные вещи. А он исходил объездил, обрисовал в цвете этой "смешанной", как мы зовём, техникой из сочетания всего, что имел, всю аж Европу: Нидерланды, Италия, Франция, Австрия, Германия, Испания, Греция, любимая его (больше всех других по количеству, да и лучше!) (репродукции №: 11, 12). К этому натурному блоку примыкают технически и сложнейшие его исторические композиции (репродукции №: 13, 14, 15). Четвёртое: чистая линия, кисть - такое, как правило, делаешь чб (их подавляющее большинство) (репродукции №: 16, 17, 18, 21, 22). Следующее, пятое уже, тоже (шедевральное) `коронка` маэстро - плакатное, рубленое: чёрная тушь, кисть, бывает акварельная `подцветка` и `подсветка` - брутальные характеристики формы, "обрубовка", как мы говорим (репродукции №: 23, 24, 25). Ну и... - сочетание этого всего, `mix`, - шестое, в той или иной породистой - авторской пропорции (репродукции №: 26, 27).
По сведениям до этого дня, распространённым в media о художнике Павле Львовиче Бунине, включая изложенные в его собственной автобиографии, которые, по мнению Светланы Ильиничны Рудаковой, не все соответствуют действительности, говорилось, что Павел Львович Бунин родился 23 ноября 1927, в Москве, в семье инженера Льва Григорьевича Бунина. Отец рано скончался, а мать не смогла одна вытянуть дитя; поэтому лет с трёх-четырёх Павел живёт и воспитывается в семье своего деда по отцовской линии, Григория Васильевича Бунина, видного инженера-химика того времени. Дед Павла по материнской линии - знаменитый советский хирург, Сергей Иванович Спасокукотский (1870, Кострома - 1943, Москва), создатель "Советской клинической школы", "Лауреат `Сталинской премии`", Академик АН СССР, также принимает активное участие в воспитании своего любимчика-внука; поэтому детство Павла было полным счастья, заботы, достатка, любви!
Светлана Ильинична Рудакова, творческий партнёр Павла Львовича Бунина и мать двух его детей, Марии и Михаила, располагает совершенно иными данными биографии Павла Львовича Бунина, что он с раннего детства жил и воспитывался своими бабушкой и дедушкой по материнской ветви: Ольгой Николаевной и Григорием Васильевичем Каганами (фото № 45); Григорий Васильевич и был видный инженер-химик, только по материнской линии, а не по отцовской, который вместе со своей супругой, Ольгой Николаевной, вкладывал в внука всё возможное; им Павел и обязан своим прекрасно-безоблачным детством.
По предположению Валерия Павловича Новикова, генерального директора московской "Галереи на Чистых прудах", готовившего в течении всего последнего года представляемую Выставку Бунина, внимательно исследовавшего черты его биографии, чета Каган, Ольга Николаевна и Григорий Васильевич, была недовольна выбором партии своей дочери, Нины Григорьевны Каган (1907 - 1959) (фото № 44), и забрали у неё ребёнка, Пашу, дочь от общения с сыном была наглухо и полностью отстранена, а все сведения об отце ребёнка и всей отцовской родственной линии накрепко и навеки скрыли. В семье нет ни фото отца Павла, ни каких-либо сведений о его родне, ни о нём самом, ведь не сохранено для памяти даже его отчество, это как?! Скорее всего, легенда о том, что отец, якобы, рано умер, была также придумана Ольгой Николаевной и Григорием Васильевичем, дедушкой и бабушкой по матери Павла, чтобы полностью разорвать, разрубить его контакт с родителями; и не возникало бы, даже в перспективе, никаких вопросов: отчего это Павел живёт и воспитывается с самого раннего детства у дедушки с бабушкой? Отселение матери и редкое общение с ней Павлу-ребёнку дедушка с бабушкой объясняли её тяжкой какой-то хроникой-болезнью, поэтому она и жила-де где-то отдельно. Но ведь, признаемся, и родители Павла не дорвались к нему чрез дедушку и бабушку, а, возможно, жили совсем где-то недалеко и гармонично абсолютно здоровыми в полнокровном браке и, даже, может быть, с своими другими детьми? Ну и с чего это всё так?
Новиков также высказал предположение, что знаменитый хирург, Сергей Иванович Спасокукотский, действительно стал родственником Павла Львовича Будина, так как сестра его матери, Мария Григорьевна, могла выйти замуж за кого-либо из родственников Спасокукотского; а Павел Бунин, испытывая сложности, решился использовать эту известную фамилию и положение в обществе Спасокукотского, как прикрытие; времена-то были какие? - ведь жутко страшные..!
Дитя рано проявило свои способности к рисованию, необыкновенно много с самого раннего детства читая. И конечно, маленький Павел взялся иллюстрировать читаемое! Его влекла классика, Русская, прежде всего, Пушкин. Бунин-ребёнок обладал феноменальной памятью. Куда он направил такой свой дар? Самостоятельно учит языки! Ему даются: и английский, и немецкий. Бунин вспоминает: „Немецкий выучил я как-то сам по книгам, потому что хотел узнать и понять, что говорят обо мне, скрывая, мои бабушка с дедушкой? А в 14, в 1941 я познакомился с Корнеем Ивановичем Чуковским, мы общались на английском. Мне попался Оскар Уайльд с эссе Чуковского, я проиллюстрировал и пришёл на Тверскую показать ему. Мы дружили тридцать лет. Он работал за своим столом в кабинете, а я просто ложился на пол и читал рядом книги из его библиотеки". Ну и конечно - Паша учит наизусть влюблённо своего кумира по жизни, Пушкина, которого декламирует уже часами..
А кто Иван Бунин Павлу Бунину? Копал Константин Паустовский всех Буниных! Ну и нашёл, что у Павла есть по линии культуры лишь один знатный родственник, акварелист, некий „какой-то там `юродный` дедушка" (выражение Павла Бунина)!
Приглядимся? И вот увидим (всё бывает у всех по-разному в этом), что бунинская биография встраивается и выстраивается в отсчитываемыми своими важными в ней вехами десятилетиями. Первая веха? А она отчётлива отлита в уникальнейшем, определившем всё дальнейшее, событии: десятилетний мальчишка, Пашенька Бунин, участвует своими иллюстрациями к пушкинской поэме «Руслан и Людмила» в 1937 на политически и культурно значимой, национального масштаба, Выставке к столетнему юбилею гибели Поэта в "Государственном историческом музее".
Следующее, условно, десятилетие его? - до 1947. Это учёба. "Московская средняя художественная школа" при "Российской Академии художеств", легендарное `центровое`, престижное учебное заведение, - Бунин там с 10 по 17 лет, - где учат (до сих пор) жестоко, в смысле, `хорошо` (реалистически)! И это чувствуется по тамошнему детскому «Автопортрету» (репродукция № 28) Павла, он делан, хорош. Уже мальчик задирает (психо- -логически смотрим) `нос`; - его, значит, хвалят. По подписи с оборота листа Портрета (репродукция №: 28) Паши, Бунина-школьника, Дмитрия Митрохина узнаём, что он - ни много, ни мало, - а „вдохновитель целого поколения юных художников"! Интересно, вы думали, - кого ещё сверстники в 17 18 могли назвать „вдохновителем целого поколения". Какой высший этого титул, - «царя царей», «шахиншаха»!?
Жуткие, голодные, `военные` и `послевоенные` годы! Вероятно, сказалось, что по существующей версии биографии Павла Львовича Бунина его известный дедушка, Спасокукотский, умирает в 1943; но по предложенным к рассмотрению Светланой Ильиничной Рудаковой фактам в 1943 умирает и Григорий Васильевич Каган, его настоящий дедушка, который и растил Павла; это совпадение такое? но, вправду, кто поможет теперь, за кого спрячешься? Нет ни одежды, ни даже обуви. Ходит в чужих обносках, тряпье, в дамских больших босоножках! А вместо штанин, рубахи? - газетами `обкручивается`. Голод реальный...
Принят с первого раза, в 1947, в Суриковский институт (а как рисовал-то?! там они это любят). Сколько он проучился-то в `Сурке`: год? два? Да во время которых его не раз-таки исключали вон. За „безродный космополитизм" по идеологии, за национальность еврея и за „плохой рисунок" (вот те на!?) в 1948 Бунин отчислен уже окончательно. Чем им `поперёк горла` встал этот талантливый юноша, у?
Изгнанник начинает такую свою `пахоту` - по редакциям газет и журналов, по издательствам, - `идёт по рукам`, - что не позавидуешь. Расценки? - да грошовые... (да Бунин и теперь так продаётся, `копеечный`, да на любом аукционе, что у нас, что на Западе). На его плечах: и больная мать, и больная бабушка, обе горячо им любимые! Бунин справляется, кормит и заботится о своей семье. Ему помогает деньгами его старший друг и наставник, Корней Иванович Чуковский! `Долги` в `денежках` Бунин все регулярно отдаёт Чуковскому, который, к слову, давал ему деньги не в `долг`, а просто так, к Искусству (думаем) Бунина! Дружба эта - пожизненная, великая.
(А ведь это была практика "супер" так `отпахивать` рисованием, как многостаночник... Результат есть!) В 1953 он принят в Союз художников СССР.
„Первая персональная выставка у меня состоялась в 1960 (в "Камероновой галерее") в С.Пб. (тогда Ленинград)", - пишет, открывая, как бы, счёт своей славной карьере Павел Львович в Автобиографии. Ну а что ж 1937 забыли, когда мальчонком в 10 лет в Историческом на Пушкинском юбилее гибели взошли?
Следующее десятилетие, 1960 1970 - 50 книг: полнокровное; Художник обретает свой зрелый голос; рождаются иллюстрации к: Андерсену, Бальзаку, Марку Твену! Появляются его, ставшие теперь классикой, шедевры: 100 рисунков к «Рубаи» Омара Хайяма, 150 рисунков к «Тилю Уленшпигелю» Шарля де Костера, проиллюстрирована «Божественная комедия» Данте (Бунин становится членом "Дантовской секции" Научного совета по истории Мировой культуры АН СССР). И, конечно, - Пушкин, 700 рисунков к: «Евгению Онегину», «Борису Годунову», «Медному всаднику», «Капитанской дочке», «Пиковой даме», «Арапу Петра Великого», «Истории села Горюхина», «Станционному смотрителю», «Каменному гостю», «Сценам из Фауста», «Рославлеву» и многому другому (иллюстрации №: 04, 18, 29, 30).
Более двух десятков лет подряд, с 1966 по 1972 (даты - по версии Светланы Ильиничны Рудаковой, по официальной версии: с 1966 по 1987) Бунин входит в состав писателей, публиковавшихся под псевдонимом «Павел Багряк», иллюстрирует современную ему фантастическую современную прозу, написанную, как детектив, содружества пяти авторов: Валерия Агроновского, Дмитрия Биленкина, Ярослава Голованова, Владимира Губарева, Виктора Комарова; смотрите, так разве ж он болен только Мировой классикой?
10 июля 1970 (дата, прежде считавшаяся 1977, уточнена Рудаковой) умирает дорогой и близкий ему человек, бабушка Ольга Николаевна. Бунин уезжает из СССР в Австрию.... Очень неожиданный и крутой разворот жизни!
Есть апокриф, гласящий, что однажды в Вене рисуя перед знаменитым Музеем графики "Альбертина", Бунин останавливает случайного прохожего, просит его позировать. Тот соглашается; удивляется затем мастерству своего появившегося тут же на глазах портрета, только сделанного Буниным. Бунин показывает натурщику свои другие рисунки. Тот ещё более поражён! Приглашает Павла пройти прямо в Музей. Это "советник", "профессор", "доктор" Вальтер Кошацки, директор Музея графики "Альбертина", мировой её центр хранения, куда позже, в компанию к Рембрандту, Гойе, Дюреру, попадают иллюстрации и Бунина; Кошацки не только помогает Павлу Бунину обрести и пустить корни в Австрии, направляет в издательства и галереи, но помогает (с документами) стать `гражданином` этой красивейшей Страны! В архиве Светланы Ильиничны хранится перевод письма (иллюстрация № 31) Вальтера Кощацки Директору "Австрийского федерального издательства" Отмару Шпахингеру от 14 09 1983 с просьбой об оказании содействия художнику Павлу Бунину, уже получившему при помощи Кошацки австрийское гражданство, в поиске контактов с издательствами Австрии.
Апокриф подтверждён Павлом Львовичем в своих мемуарах: «Приглашаю новых своих друзей на открытие моей выставки. "Пауль, видишь ли, ты нам очень понравился, но понимаешь ли, если бы ты нашёл какого-нибудь специалиста и он дал рекомендацию..." Через какое-то время сижу на улице Вены с альбомом, рисую. Идёт господин с очень интеллигентным лицом, прошу попозировать. Оказалось, директор знаменитого музея "Альбертина", профессор Вальтер Кошацки. Рисую его, показываю другие свои рисунки. И прохожу с ним в музей, тут же получаю требуемую бумагу ": „...В интересах нашей Республики этот мастер..."»
Светлана Ильинична Бунина излагает этот, довольно важный, эпизод жизни Бунина в совершенно обратном порядке: он рисовал (конечно же, несомненно - успешно; тут - правда!) портрет директора "Альбертины", Вальтера Кошацки, уже на приёме в честь получения им, Павлом Львовичем, гражданства Австрийской Республики.
Какой славный и прекрасный период у Павла Львовича Бунина, около десяти лет, 1978 1987 (даты уточнены Рудаковой). Он не только живёт в центре Вены, но легко перемещается абсолютно по всей Европе, оказываясь оставаясь везде, где хочет, рисуя столько, сколько вдохновлён: Швейцария, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Греция, - добавим к этому обширному списку Израиль! Его натурная графика, обильно сейчас показываемая нами на выставке, - своего рода сенсация: с натуры он особенно экспрессивен, думается, работает лист куда веселее, быстрей и жарче, чем иллюстрацию на столе! Его материалы? Графитные и цветные карандаши, пастели (понятно, краски: акварель, гуашь тут, на воздухе, тяжелей идут). Среди десятков длительных скетчей мы выбрали, думается, лучшие, шедевры, греческие, в основном, Афины, Парфенон (репродукции №: 11 и 12). Бунин не просто живёт в достатке, он крайне высоко оценён, много печатается, выставляется по европейским столицам и культурным центрам. Это более 30 выставок. Показываем несколько плакатов с них (фото №: 32 36). К Художнику пришла настоящая мировая слава! Это пик. Он вкусил его.
Что происходит дальше? Объявлена Перестройка, "горбачёвка". И Бунин возвращается: 1987. Гадаем только вот с 1987 всё и все: почему, зачем, к кому, от кого, для чего, от чего, куда ж...
Из автобиографии художника, понятное лично нам: «Я не могу объяснить своё возвращение! Ведь мы же, правда, не логические машины..? Великий Киплинг, которого я очень люблю, как-то в стихах своих заметил на сей счёт: „Мы сердцем своим в колыбели, В стране, где потратили труд. Надежду и веру и гордость - Всё в почву вложили мы тут"!»
Когда его спрашивали о причинах возвращения, просили объяснить, он отвечал (с неизменным раздражением, избегая об этом говорить): „Неужели это надо объяснять?!"
Следующее десятилетие проходит вот как: ещё были у него какие-то выставки, печатается, но уже, практически, заказов нет. Но зато Павел Львович проявляет себя, как переводчик Английской поэзии от Уолтера Рейли до Редьярда Киплинга, пишет воспоминания об учителе и друге, Корнее Ивановиче Чуковском.
Издательство «Славянский диалог», Москва, на рубеже тысячелетий выпускает три альбома с литературными комментариями и художественными иллюстрациями художника: «Гениальный сын России» (посвящённый Пушкину), «Два гения» (Пушкин и Гёте), «Сквозь годы, сквозь столетия» (шедевры мировой литературы).
Ну и финальный десяток лет: „Кому это всё нужно? Сожгу, когда почувствую, что конец близок". Мало выходит из захламлённой квартиры. Перестаёт рисовать вообще: „Мне уже, в общем-то, ничего не надо. Теперь я неуязвим..."
26 февраля 2008 скончался. Знакомые (по работе в издательстве "Орбита", директор и коллеги) кремируют его; и урна захоронена на Донском кладбище Москвы. Но Светлана Ильинична Рудакова через суд добивается перезахоронения урны с прахом Павла Львовича; сейчас он покоится по завещанию Бунина на Долгопрудненском кладбище Подмосковья в одной могиле с любимой бабушкой (участок № 92).
В релизе посмертной Выставки Павла Львовича Бунина в Вене июня 2008 из архива Светланы Ильиничны Рудаковой приводится цитата из статьи (Александра Градцера?) памяти Бунина в "Литературной газете": „Стоило ему мановением кисти и пера скользнуть по бумаге, и вот они: Древняя Греция и Старая Англия, Палестина и Европа, римские гладиаторы и чувственные девы Востока, пламенный Тиль и неукротимый Пугачёв!"
Состоялось много более 60 персональных выставок художника - в Москве, Сант-Петербурге, в Вене, Париже, Пятигорске, Базеле, Кембридже, Тель Авиве, на Сахалине <...>
Но Бунин-Бунин? Он ведь не просто и не столько иллюстратор, но историк, настоящий и беспристрастный, да ещё к тому смелый; это ему, пушкинисту, принадлежит самое дерзкое в Русской культуре и по сиё высказывание: „А Пушкин совсем не наше всё; есть ещё Толстой, Достоевский, Лермонтов!" Он думал смело за Моцартом: „Всё, что было до меня, - моё". „В его рисунках читатель имеет возможность разглядеть сквозь дым времён ход Истории»" (Питер Норман). Мы по Бунину увидим через столетия: Данте и Лермонтова, Сократа и Наполеона, Пушнина и Робеспьера, Петра Великого и Лоренцо Медичи «Великолепного»!
Бунин - историк с кистью в руке...
Бунин виртуоз, мыслящий росчерком; касанием одним строящий образ; его `мускульное` образное вИдение стремится охватить всю Человеческую Историю. Лучшие вещи? Да они совершенно нового жанра: печатлят героические личности и эпохальные, разломные моменты хода процесса!
Искусство каллиграфии - и вы не найдёте в мире из живущих никого лучше Павла Бунина. Он выражает себя росчерками своих перьев и мазками кистей! Эмоция его зашкаливает. Он рисует запоем и залпами... И из этого кто вытащит его? Невозможно просто! Перерисовывает (как перечитывает передумывает перефразирует перелистывает) всю Мировую литературу. Именно по Бунину потом, столетья спустя, и будут читать: Данте и Мериме, Пушкина и Гёте, Франса, Скотта, Дюма. Он "исторический" график, комментатор во всех доступных ему графических техниках главнейших, поворотных событий Всемирной истории, влюблённый в яркие персонажи Политики и Культуры!
Нет, он не забыт, о! Он „оценён" по „достоинству": в пустой мелкий медный грош ([смотри цены в `аукционниках` легко] и этоисключительного дарования и эрудиции человек-книжник, каких в мире не найти за истекший век!?). Сгорел в своём собственном (ане гнил в собственном `соку`) пламени Творчества. Стыдно! Его работ нет до сего в "Государственном литературном музее"; и как вам всем `спится` и `живётся` после этого (спокойно?) там, `музейские`? А ведь их, бунинские произведения, туда предлагали (та же Светлана Ильинична Рудакова пыталась): было отказано. У, без совести совсем `племя` бестыжее...
«Любовь - это жизни пылающая половина», интимное, миниатюрное, подарочное, роскошное издание, сборник арабской средневековой классической любовной и философской лирики в переводах Марии Валерьевны Рудаковой и с иллюстрациями её отца, одного из величайших книжников мира, каким он был увенчан Корнеем Ивановичем Чуковским, Павла Львовича Бунина, и дало название этой, предлагаемой взыскательному московскому зрителю выставки, стало её прародителем.
Весенняя выставка натурной, исторической, литературной графики нашего соотечественника, необыкновенного Мастера Павла Львовича Бунина (1927, Москва - 2008, Москва), «Жизни пылающая половина», посвящённая Женскому дню, Весне, Музе и Лире и Лирике, чем болел откровенно Художник вослед своему кумиру Пушкину, открывающаяся 12 марта 2025 по каре открытых ярусов старинной отечественной "Галереи на Чистых прудах", латает эти дыры нашей грандиозной, непростительной вины пред Буниным и показывает его небывало широко, на всех этажах, во всех лестничных пролётах, в витринах, в папках, искромётными сотнями листов, вырвавшихся диким азартом таланта, кружевным вихрем каллиграфии влюблённого...
8 марта 2025, День Весны Красоты Женщины
Артём Киракосов | фото текст |, художник-реставратор,
"Галерея на Чистых прудах"
Произведения Павла Львовича Бунина хранятся:
01. Музей графики «Альбертина», Вена, Австрия
02. «Центральный государственный архив города Москвы» (ГБУ «ЦГА г. Москвы»)
03. «Главное архивное управление города Москвы» (ГОСАРХИВ г. Москвы)
04. «Государственный музей А.С. Пушкина», Москва
05. «Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова», г. Пятигорск
06. «Государственный историко-литературный музей заповедник А.С. Пушкина», Большие Вязёмы, Московская область
07. «Научно-культурный центр Пушкинского заповедника», Пушкинские горы, Псковская обл.
08. "Музейно-выставочный центр «Путевой дворец»", Солнечногорск, Московская область
09. «Всероссийский музей А.С. Пушкина» (на Мойке), Санкт-Петербург
10. «Пушкинский Дом», Институт русской литературы Российской академии наук (ИРЛИ РАН), Санкт-Петербург
11. «Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"», Пензенская область
12. «Сахалинский областной художественный музей», г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область