Скажи, мой брат, зачем Душа людская приходит в этот мир?
А действительно - зачем? Может быть, Выставка «Тайна белого Единорога» сегодня - одно из лучших мест, где можно и нужно задать себе этот вопрос и попытаться найти ответ...
Возможно, Душа приходит в материальный мир для того, чтобы ПОЗНАВАТЬ?
Ведь недаром в первозданном Раю, кроме Древа Жизни, было Древо познания Добра и Зла? И первые люди вкусили этот плод. И по-настоящему стали людьми. И пусть традиционно церковь называет это «первородным грехом», но по сути ведь это и было реальным воплощением той самой свободы выбора, которую даровал людям Бог. И они этот выбор сделали и пошли по пути познания, по человеческому пути. И Адам, прекрасный и мужественный (Диптих «Адам и Ева» 2020г.) созданный по образу и подобию самого Творца, смело начинает танец своей жизни, готовый к вызовам и испытаниям. Его жена Ева держит яблоко и змею, как бы предлагая последующему человечеству сделать выбор между Грехом и Познанием. Предлагает миру, а не Адаму. И здесь нет противоречия. По сути, Адам - это и есть все человечество, и выбор отныне делать ему. При этом фигура Евы на этом диптихе универсальна - она и женская, и немного мужская. Человеческий универсум.
Но Познание - это не только интересно, захватывающе, но еще и невероятно опасно и почти всегда мучительно. Экспозиция первого этажа Выставки - это смелый, непростой и порой противоречивый путь человеческой Души, которая стремится осознать свою сущность. И, значит, ей еще предназначено и СТРАДАТЬ.
Человека творческого, человека думающего охватывает неподдельный страх перед неизвестностью и неумолимостью конца, который перерождается в начало: «Взрыв сверхновой» 2025г., «Страхи» 2020г.; горькое сомнение в том, что счастливый исход возможен: «В тупике.»2023г., «Орфей и Эвридика» 2025г.
Душу человеческую охватывает смятение и стыд от осознания своей хрупкости и тотального несовершенства. Душевной слабости и беззащитности перед жестоким миром: «Ева. Изгнание» 2021г., «Обнаженная» 2025г.
Особенно пугает, что этот мир конечен, и его конец неотвратим. И человек-художник, осознавая, что не в силах ничего изменить, обречен просто наблюдать: «Аллегория времени» 2023г., «Художник и ню» 2025г. с каким-то «гибельным восторгом» видит и отображает это неумолимое и стремительное движение мира к пропасти: «Художник» 2023г., «Ночная река» 2025г.
Да, финал неизбежен, пока мы здесь, и на пути познания нам предстоит еще совершить немало человеческих открытий. Нас ждут упоительные откровения чистого Разума: «Астроном» 2020г., поиски душевного единения: «Аллегория дружбы» 2023г., познание восторгов и разочарований земной любви: «Обнаженная с зеркалом» 2015г., «Аллегория любви» 2022г.
Ведь душа приходит в этот мир, чтобы ЛЮБИТЬ.
Причем поиски истинной любви и попытки понять женскую сущность захватывают художника на протяжении всего творческого пути. По сути, он рассматривает две ипостаси женского начала: Богоматерь и Ева. Интересно, что около семидесяти процентов всех образов Андрея Мунтяна - или женские, или универсальные (ангелы, святые, единороги).
Ева - женское начало в человеческом проявлении - является миру не только под этим именем («Ева. Диптих», «Ева. Изгнание», графика «Ева» 2014г.).
Как подлинная жемчужина, она возникает из пены морской на картине «Рождение Венеры» 2025г. Но как ее встречает этот мир? Осторожным созерцанием героев, символически одетых в плащи бордового и синего цвета, что в иконописи всегда обозначало земное и небесное начало. Равнодушием бегущих вдоль морского берега, куда-то спешащих путти, и еще презрительной насмешкой амура, который съежился на холодном ветру. Любовь на земле не ждали. Она здесь чужая и никому не нужна. Может быть, поэтому Венера пытается закрыться от этого мира и спрятаться обратно в свою раковину. При этом ее чистый гармоничный образ остается все таким же фантастически прекрасным!
В творчестве художника женщина предстает во всех своих проявлениях.
Это образ для созерцания и поклонения «Девушка с золотыми волосами» 2021г., «Аллегория музыки» 2023г., «Дама с ягненком» 2024г.. Закономерно, что часто они одеты в пурпурный и синий - цвета одежды Богородицы, а их лица одухотворены и возвышены почти до иконного лика.
Порой женские образы проявляются как символы чувственного соблазна и тайного искушения, как например «Девушка с попугаем» 2021г. Художник словно предлагает нам сделать выбор. Попугай в средние века считался символом плотского наслаждения и греха, - книга давала мудрость и требовала самоотречения. Только сделав правильный выбор, человек, ищущий правды, сможет найти истинный смысл бытия. Возможно, именно этот светлый закрытый сосуд, украшающий картину, своей гармоничной причудливой формой напоминает нам об том.
Причем некоторые образы Андрея Мунтяна имеют своего рода «двойное дно». Ничем не примечательное название картины «Девушка с зеркалом» 2024г., таит в себе удивительные открытия. Хрупкая девочка, с ангельским утонченным ликом и почти прозрачными пальцами, предлагает зрителю странное зеркало, в котором нет отражения. Возможно, именно в этом божественном зеркале (не случайно еще у этрусков зеркало считалось священным предметом) мы сможем наконец увидеть истинных себя, а значит - весь мир. Честно, без лести, клеветы и фальши. Каждый на протяжении жизни стремится найти свою вторую половину, истинное отражение, объединившись с которым можно увидеть целостный образ, подобный Богу.
Есть еще одно предназначение Души - ПОЗНАВАТЬ БОГА.
И теперь стоит обратить внимание на еще одну удивительную особенность творчества Андрея Мунтяна. В его картинах весьма гармонично встречаются и сосуществуют два мира: земной и небесный. Причем они не вытесняют, а скорее дополняют друг друга. Создается впечатление, что художник каким-то невероятным образом обитает сразу в двух мирах и ему удается в своих произведениях объединить их в пространстве и времени картины.
Светлые ангелы являются отважным рыцарям, когда они остро нуждаются в помощи или божественной поддержке при переходе в мир иной. «Рыцарь и два ангела» 2012г., «Ангел и рыцарь» 2017г. Архангелы вершат высшую справедливость «Небесный суд» 2015г.. Вестники Бога являются гениям, чтобы утешить, помочь или просто обнять и передать часть божественной гармонии: «Портрет Иоганна Себастьяна Баха» 2016г.
Порой высшие силы проявляются в образах исполненных божественного бытия совершенных животных и птиц: «Овца» 2024г., «Собака в интерьере» 2024г, «Овечка» 2013г. Или в виде существ несовершенных, но бесспорно одухотворенных, думающих, переживающих, раскаивающихся: «Зачем ослика съел»2024г. Даже пустой курдюк, ставший волынкой, может в мудрых руках нести в мир Вселенскую гармонию. Простую и вечную: «Волынщик» 2023г.
Мир небесный, обитающий в высших пространствах, занимает законное место на втором этаже экспозиции.
Иконы Андрея Мунтяна настоящие. Они не подражают форме иконы, не дублируют канонические образы - они ими являются. Это действительно чудесно открывшееся пространство в МИР БОГА, которое позволяет и помогает нам Его видеть, чувствовать и молиться. Не случайно иконы, написанные художником, находятся в монастырях и храмах, а одна из них даже почитается как чудотворная. Это «Богоматерь Иверская» в монастыре Рустово, Черногория.
Удивительным образом незримая завеса между нашими мирами на картинах или иконах художника либо истончается, либо практически исчезает, заставляя нашу душу трепетать в осознании Чуда.
Символичность его художественного языка не становится холодной или дидактичной. Наоборот, душа Художника горит неутихающим огнем, ищет, сомневается, трепещет. Одна из важнейших картин на выставке - полотно «Душа моя, где твой путь?» 2025г. Сильная и красивая девушка, символизирующая человеческую душу, должна обязательно подняться и сделать шаг в неизвестность - жестокий и прекрасный мир. Ее ждут испытания, поиски, сомнения и потери, но в то же время и удивительные победы, откровения и дерзновенные открытия. Нужно только подняться и не побояться сделать шаг. И пусть на пути обязательно будут испытания (яблоко на ветке - символ первородного греха, попугай - намек на телесные искушения). Пусть за окном непроглядная ночь, но если решиться открыть дверь в этот страшный, опасный мир, то окажется, что на горизонте уже родился рассвет и твой путь будет светел и чист. Особенно когда ты увидишь, что скромный и почти незаметный седовласый старец-монах (а может быть, это и есть Господь Бог?) тихо молится за тебя, легким дыханием поддерживая и укрепляя Душу твою.
Многие символы нам близки и понятны. Но есть загадочные и с трудом поддающиеся расшифровке. Пожалуй, самый удивительный и таинственный образ - Белый единорог. Древние отмечали его свирепость и неукротимость. Его острый рог не знает пощады. Он - как бы олицетворение дикой и необузданной стихии, несущей разрушение и Смерть. Так ли это? На картине «Диана и Единорог» 2025г. никакой жестокости нет. Но нет и гармонии или единения между холодной, сильной и суровой девой-охотницей и приклонившего колено, но непокоренного прекрасного существа. Они объедены в одном пространстве, но не полюбили друг друга. Их скрытая немая борьба может привести к будущему конфликту.
Кажется, в полной мере буйство и неукротимость Единорога проявляется в другой картине - «Точка бифуркации» 2023г. Дикий, но прекрасный зверь стремительно летит в грозовом бурлящем пространстве. На его спине каким-то чудом удерживается спящий юноша. Бифуркация - пограничное состояние человеческого сознания, когда старые стереотипы безвозвратно рушатся, а новые либо родятся, и тогда мышление поднимется на новый уровень, - либо сознание окончательно канет в хаос небытия. Судьба этого юноши еще не ясна и, может быть, поэтому так опасна. Но невозможно создать что-то новое, не разрушив старое.
Герой на картине «Точка бифуркации 3» 2024г. решился и одержал победу. Старое разрушено - новое будет построено. Его фигура как будто отлита из стали, взгляд решителен и чист. Весь мир теперь познан героем и когда-то свирепый зверь покорно лежит у его ног. Разумное человеческое начало победило дикое и необузданное.
Но образ Единорога не ограничивается проявлением буйства и свирепости. Он намного глубже и многограннее. По преданию усмирить его может только чистая непорочная Дева. Именно поэтому так часто этот прекрасный образ связывается с образом Богоматери. «Неожиданная встреча» 2019г., «Мадонна и белый Единорог» 2014г.
Обретя смирение, это сакральное существо становится символом искренней Веры, кристальной чистоты и божественной гармонии. Это поистине чудесное создание бродит по небесным полям, озаряя мир горний своим лучезарным светом, и ангелы служат ему: «Единорог» 2022г.
Когда тучи мрака, человеческой злобы и отчаянья сгустятся над Землей, Белый сияющий Единорог, по воле Божьей, обязательно явится людям, чтобы помочь нам победить тьму и скверну и осветить наш путь: «Встреча» 2018г.
И пусть в этот момент души наши будут по-детски чисты и открыты, чтобы смогли мы увидеть и принять его, и осознать как Чудо.
Ирина Кленская беседует с куратором выставки Еленой Селестин и директором галереи Валерием Новиковым о выставке работ Андрея Мунтяна "Тайна белого единорога".
Андрей Александрович Мунтян - российский художник. Родился в 19 апреля 1949 года в Москве в семье художников. Окончил Московский полиграфический институт.
1982 член Творческого Союза художников, секция «Живопись» 1999 член Московского Союза художников с 2002 академик Российской академии естественных наук (РАЕН), секция «Гуманитарные науки и творчество Также является членом Черногорского Союза художников.
До 1986 г. работал в области плаката и промышленной рекламы. С 1986 г. занимается только живописью и графикой. Провел больше 50 персональных выставок в России и за рубежом - Италии, Франции, США, Австрии, Германии, Испании, Японии, Португалии, Эстонии, Латвии и Черногории. С 2005 г. проживал и работал в Черногории (г. Будва). В период с 2005 года по 2016 год подарил 10 икон Православным монастырям Сербии и Черногории.
Работы Мунтяна можно отнести к жанру "неоклассики", что является наиболее точным определением его живописи. Художник следует "золотому стандарту" техники, при этом добавляя свое уникальное видение и эмоциональную глубину. В эпоху, когда многие традиционные ценности подвергаются сомнению, Андрею Мунтяну удается сохранять смелость и уверенность в своем художественном пути. Он создает работы, которые не подражают "старым мастерам", а представляют собой оригинальные произведения, наполненные личным опытом и чувствами. В живописи приоритетами художника являются философско-религиозная тематика и иконопись. Автор более 400 картин, участник российских и международных выставок. Провел более 100 персональных выставок в России, Черногории, США, Турции, Италии, Австрии, Германии, Франции, Испании, Португалии, Эстонии, Латвии, Японии.
С 2005 года постоянно проживает в Черногории в городе Будва. В период с 2005 года по 2016 год подарил 10 икон Православным монастырям Сербии и Черногории.
Семья
Отец Мунтян Александр Сергеевич (1928-1979), профессиональный художник;
Мать Мунтян (Шаблыкина) Татьяна Павловна (1929-2012), профессиональный художник;
Жена Мунтян Елена Григорьевна (1959), писатель, журналист;
Сын Романенко Дмитрий Андреевич (1970), бизнесмен;
СынМунтян Павел Андреевич(1978), продюсер анимационного кино.
Родословная по отцовской линии уходит в румыно-молдавское поселение, расположенное в холмистой Мунтении. По материнской линии родословная разделилась на старинный княжеский род Шаблыкиных и купеческо-буржуазный - Зиминых. По архивным документам князья Шаблыкины стали постоянно проживать в Москве с 1524 года.