Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Ирина Макарова "Рождение скульптора"

Леонид Рабичев "Живопись, сангина XX - XXI вв"

12 сентября - 12 октября 2009

Ирина Макарова

Памятник Бондарчуку

Памятник Мордюковой

"Моржонок"

Если вам доведётся побывать в приазовском городе Ейске на Кубани, вы непременно на центральной площади Киноискусств встретитесь с двумя произведениями московского скульптора Ирины Макаровой. Два великих мастера: кинорежиссёр Сергей Бондарчук и актриса Нонна Мордюкова составляют по замыслу ваятельницы единую композицию. Элегантный мэтр и простая босоногая казачка.

Отмечу особо, скульптора Бондарчука создавалась при доброжелательных консультациях его супруги, народной артистки России Ирины Скобцевой и была одобрена всей семьёй маэстро.

А Нонна Викторовна, увидев проект памятника, пришла в восхищение, воскликнула: «Браво, брависсимо, девочка, как тебе удалось поймать мою казачью душу, передать мой порыв к нравственной чистоте! Такая я настоящая получилась, молодая, раскрепощённая!»

Бондарчук олицетворяет для меня мужское начало, - говорит Ирина. – Мордюкова – женское. Мне хотелось, чтобы памятники были доступны людям. Сергей Фёдорович присел отдохнуть в кресле, молодой, красивый, во время съёмок бессмертного своего фильма «Судьба человека», а Нонна присела на дощатые ступеньки крылечка. Я не хотела, чтобы это был помпезный монумент. Мечтала, что все почувствуют, какая эта актриса живая, своя, родная. И пусть дети льнут к ней, заглядывают в корзинку, мостятся на приступках поближе, к маме. Она мать, к которой все стремятся, у которой ищут утешения, бодрости, поддержки…»

И в самом деле, площадь Киноискусств получилась воистину народной, гармоничной. Памятники рядом с центральным кинотеатром «Премьер» как бы подтягивают пространство. И эта часть города стала ещё красивее. Ирине Макаровой посчастливилось создать два первых в России бронзовых памятника двум творцам кино, выросшим в Ейске и дружившим всю жизнь.

И здесь молодая ваятельница заявила о себе как монументалист. В этом убеждают и созданные Макаровой великолепные проекты конных памятников Орлову-Чесменскому и Святым князьям Борису и Глебу. А ведь знакомясь с её ранними работами, можно подумать – она сильна только в анималистике. Лошади с раннего детства – её любимая тема. И её первая работа в камне - «Моржонок», отмеченная премией, и «Щенок гиеновой собаки», и несколько лошадок вообще говорят о её любви к животным, особенно к горячим породистым скакунам. А надо признать, не каждый скульптор умеет создать образ энергичного, быстролётного коня. Ирина – первоклассный мастер-«лошадница». «Когда ты лепишь это прекрасное животное, - говорит она, - ты должна почувствовать его пластику на себе, как бы войти в его шкуру, или на время стать им». Она добилась этого, наблюдая много и часто лошадей на ипподроме, в манеже, в зоопарке. Потому-то её работы живые, динамичные, красивые, привлекающие зрителя. Потому-то её пригласили вести класс анималистики в её родную академию живописи, ваяния и зодчества, где ректор – знаменитый художник Илья Глазунов.

"Обучение молодой лошади"

"Буденовская лошадь"

 

Ирина Макарова не подвержена модным ныне увлечениям абстракциями, она – крепкий реалист в русле русской классики.

Родилась 26 мая 1977 года в семье военного лётчика истребителя-бомбардировщика, воина-интернационалиста, сражавшегося в Афганистане, несколько лет служившего в ГДР. Лепкой увлекалась с детских лет, училась в детской художественной школе, в Тверском художественном училище им. А.Г. Венецианова, в студии скульптора Ю.П. Карпенко. В 1997 г. поступила в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. На кафедре скульптуры училась у профессоров А.А. Бичукова и Л.Н.Матюшина. Дипломная работа – кинорежиссёр С.Ф. Бондарчук. Под руководством народного художника России А.А. Бичукова в 2005 г. закончила аспирантуру Академии. С 2005 года Ирина Макарова - член Московского союза художников.

С виду хрупкая девушка обладает ярким творческим потенциалом, образным мышлением, даже мужской силой воплощения в жизнь своих задумок. Она уже много сделала в бронзе и в камне. Но главным свои произведением Ирина считает своих любимых сыночков – семилетнего Матвея и пятилетнего Ивана – основных вдохновителей её творчества.

Профессор, доктор наук Евгений Котенко. 2009г.

Леонид Рабичев

"В старой Ладоге" 1969г.

"Волховская ГЭС" 1966г.

"Переяслсвль Залесский" 1971г.

Эта, казалось бы, камерная экспозиция заключает в себе целую историю — судьбу — не только самого художника, но и нашей страны, в разных ее ипостасях, в разных временных и социальных измерениях. Леонид Рабичев — человек, одаренный самым, наверное, ценным талантом — талантом жить; этот дар он пронес через все перипетии своего пути, и, кажется, именно этот талант помог ему пройти эти испытания достойно. Любовь к жизни, творческая энергия, преображенная во вдохновение, необыкновенная жажда познать и пережить все, проникнуть и проникнуться — эти черты характера Леонида Николаевича нашли свое плодотворное выражение в его живописных, графических произведениях, в промышленной графике, в его стихотворениях, прозе.

Его пейзажи (например, “Старая Ладога”) рассказывают о многочисленных путешествиях, это диалоги с разными городами, с исконностью и силой земли и того народа, который на ней живет и умирает. Удивительные лица этих простых людей, малознакомые нам, предстают на графических портретах. Художник не внедряется во внутренний мир моделей, а скорее с почтением и деликатностью раскрывает образ каждого отдельного героя только в той мере, в которой сам этот герой позволяет проникнуть в его индивидуальность (вспомним портрет “Сельский механизатор”). Портреты художников, друзей, конечно, построены по иному принципу, здесь меньше дистанция и всегда чувствуется близость интересов, занятий, идей, иногда и судеб.

"Портрет армянского юноши" 1966г.

"Хоста. Два мальчика" 1969г.

"Ярославль" 1969г.

Всегда удивительны цветы у Леонида Николаевича. Он часто пишет букеты, и каждый букет имеет свое лицо, свой характер, тоже свою историю. При этом их вполне можно объединить в серии, не только по жанровому и композиционному принципу, но и по стилистике, колористическим поискам. Иногда мы встречаемся с более сложными композициями — немного таинственные, можно сказать, символические триптихи, такие как: “Букет с опавшими листьями”, “Букет с рюмкой” и “Букет с репродукцией” 2004 года. В этом триптихе, равно как и в натюрморте “Леонардо да Винчи”, явно прослеживается апелляция к ренессансной культуре, но при этом вполне сохраняется своеобразие стиля Рабичева, его индивидуальная манера. Особенно интересно она выражается и развивается в графических произведениях художника, выполненных не только в технике сангины, но и в карандашных, угольных рисунках в блокнотах, в многочисленных работах промграфики. На материале блокнотных зарисовок Леонида Николаевича, которые он делал в течение всей своей жизни, можно проследить не только развитие его художественной манеры и его стиля в сторону геометричного лаконизма, но и просмотреть, как длинный фильм, саму его жизнь. И кадр за кадром будет выстраиваться судьба человека, поистине “героя нашего времени”. Рассматривая произведения разных лет, конечно, стилистически разнообразные, но и объединенные сильной индивидуальностью автора, его неизменно аналитическим и жизнеутверждающим почерком, понимаешь, что, при очевидных обращениях к тем или иным традициям и мастерам прошлого, он никогда не теряет своего лица. Рабичев сохраняет остроту взгляда, и то неповторимое сочетание немного жесткой графичности, которая иногда переходит в чеканность, с пластическим богатством фактуры и цвета, которые как будто наполняют контуры и линии, гармонично и цельно, как вода до краев наполняет сосуд.

Итак, познакомившись с военными воспоминаниями, с живописью, графикой Леонида Николаевича Рабичева, с его длинной и необычайно интересной историей жизни, можем сделать вывод, что это подлинный художник. Художник, с юности постигающий мировое искусство, различные его периоды, разнообразные техники и жанры, поэт, преображающий действительность, прозаик, окрашивающий прошлое в живые и яркие цвета настоящего, человек, не только проживший, но переживший все прожитое всей душой, ничего и никого не забывающий… и воплотивший это в “творчестве — как в чудотворстве”.

Ксения Александрова