Любой зритель, какими бы ни были его творческие предпочтения, оценит особую, сказочную умиротворенность и живописное изящество работ Никиты Макарова. Однако в контексте современного искусства даже столь благие по своей природе качества живописи становятся вызовом и довольно звучным; настолько, что автор часто оказывается в самой буре обсуждений. Вероятно, это хороший признак: он говорит о неординарной творческой силе картин Никиты. В наше время все еще считается актуальной деструкция художественной формы и классического содержания; среди нынешних творцов часто принято больше говорить в картинах о самом себе, чем о том, что на них изображается. Поэтому созидательный традиционный путь, по которому развивается творчество Никиты, - оказывается в контексте современного искусства провокационным и, во многом, уникальным. Но это также значит, что его работы не могут оставить равнодушными даже оппонентов; эклектичное и самоабстрагированное современное творческое сообщество оказывается вовсе не равнодушным, наоборот – живо заинтересованным.
|
По сути своей картины Никиты принадлежат совершенно иной культуре, чем той, которую нам предлагает XXI век. Сложно сказать, какой именно; она скорее складывается из нескольких направлений – из наследия импрессионизма, модерна, группы Наби, «мирискуссничества» и т. д. Следование путям, проложенным этими направлениями искусства XX века, на первый взгляд, в наше время несет в себе совсем иные смыслы, чем те, что рождались когда-то вместе с этими традициями. Никита не инноватор, но, как ни странно, его художественная форма снова оказывается оппозиционной, только теперь переворот совершается с обратным знаком. Художник призывает не к отрицанию строгой классики и академизма, а к поиску возрождения того, что уже разрушено деструктивным пафосом, силы которого уже давно на исходе (так же как и терпение зрителей).
|
Картины Никиты таковы, что меньше всего хочется говорить об их «субмедиальной» ценности. Мы уже начинаем привыкать к тому, что каждый творческий или псевдотворческий акт ею априорно обладает. Но часто рассуждения подменяют истинную ценность картин, которая складывается не из слов и модной обстановки вокруг них, а из значения, красоты и силы формы, умения мастера, остроумности или новизны замысла.
Глядя на картины Никиты, обо всем этом общественно-актуальном, о «смерти богов», о «конце живописи», о концептах и перцептах - хочется просто забыть и отдаться спокойному созерцанию чистой красоты картин, погрузиться в их живописный космос, в их сказочность и хоть немного научиться такому взгляду на мир, который исцеляет от расхристанности и суеты. Такие художественные творения не могут не пробуждать желания их анализировать, изучать, понимать, отдельно от всего остального. Вслед за логическим постижением, начинаешь чувствовать контраст между работами Никиты и тем, что творится вокруг, и осознавать, насколько мужественным и собранным должен быть художник, создающий подобные произведения.
Как и в европейском импрессионизме, в картинах Никиты отсутствует повествовательный или даже поэтический сюжет (который всегда доминировал в импрессионизме русском). Можно даже сказать, что по своей сути содержание работ абстрактно, хотя оно и складывается из предметности. Но автор выражает свое состояние, сознательные и бессознательные ощущения. Главным героем остается сама живопись с огромным и сложным миром цветовых и тональных отношений, рельефов, композиционных решений. Люди, за редким исключением, полностью «вымываются» из картин или сливаются со средой, городской и природной. Полотна всегда монументальны, и по своей технике (фреска, темпера), и по своим художественным принципам: пространство в них стремится к декоративной плоскостности, время остановлено, даже мимолетные состояния природы превращены в покой, в тишину, в вечность.
Наблюдая за творчеством Никиты, можно сказать, что оно обладает большой степенью уверенного постоянства: он тот художник, который уже нашел свой стиль, и стремится теперь к его глубине. Но внутри этого стиля возможен широкий диапазон вариантов и поисков. За последние несколько месяцев в его работах появилось множество новых колористических соотношений, появилась ночь с воздушным бархатом зеленого и синего неба, яркие закаты с живыми струйками отражений, соленый морской ветер, неожиданный минимализм, выдвигающий в качестве главного героя картины гладь воды или шелест листвы, и многое другое. Все эти мотивы привезены Никитой из его новых европейских путешествий, но так ли важно из каких именно, когда живописью движет, прежде всего, изменение духа, а не перемена мест.
Каждый раз, при взгляде на произведения Никиты Макарова, остается чувство недосказанности, как будто что-то еще очень важное ускользнуло от внимания, и тайна его работ осталась не разгаданной. Вероятно, так и должно быть, когда сталкиваешься с крупным художественным явлением.
Светлана Тарханова, искусствовед
|