Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Никита Макаров СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Италия и Франция глазами русского художника

19 декабря 2010 - 25 января 2011

"Ponte-Vechio"

"Вечер"

"Лодки. Монтероссо"

Любой зритель, какими бы ни были его творческие предпочтения, оценит особую, сказочную умиротворенность и живописное изящество работ Никиты Макарова. Однако в контексте современного искусства даже столь благие по своей природе качества живописи становятся вызовом и довольно звучным; настолько, что автор часто оказывается в самой буре обсуждений. Вероятно, это хороший признак: он говорит о неординарной творческой силе картин Никиты. В наше время все еще считается актуальной деструкция художественной формы и классического содержания; среди нынешних творцов часто принято больше говорить в картинах о самом себе, чем о том, что на них изображается. Поэтому созидательный традиционный путь, по которому развивается творчество Никиты, - оказывается в контексте современного искусства провокационным и, во многом, уникальным. Но это также значит, что его работы не могут оставить равнодушными даже оппонентов; эклектичное и самоабстрагированное современное творческое сообщество оказывается вовсе не равнодушным, наоборот – живо заинтересованным.

"Набережные Арно. The quay of the Arno"

"Нормандия. Карусель"

"Осенние прогулки"

По сути своей картины Никиты принадлежат совершенно иной культуре, чем той, которую нам предлагает XXI век. Сложно сказать, какой именно; она скорее складывается из нескольких направлений – из наследия импрессионизма, модерна, группы Наби, «мирискуссничества» и т. д. Следование путям, проложенным этими направлениями искусства XX века, на первый взгляд, в наше время несет в себе совсем иные смыслы, чем те, что рождались когда-то вместе с этими традициями. Никита не инноватор, но, как ни странно, его художественная форма снова оказывается оппозиционной, только теперь переворот совершается с обратным знаком. Художник призывает не к отрицанию строгой классики и академизма, а к поиску возрождения того, что уже разрушено деструктивным пафосом, силы которого уже давно на исходе (так же как и терпение зрителей).

"Сена. Теплый февраль"

 

 

Картины Никиты таковы, что меньше всего хочется говорить об их «субмедиальной» ценности. Мы уже начинаем привыкать к тому, что каждый творческий или псевдотворческий акт ею априорно обладает. Но часто рассуждения подменяют истинную ценность картин, которая складывается не из слов и модной обстановки вокруг них, а из значения, красоты и силы формы, умения мастера, остроумности или новизны замысла.

Глядя на картины Никиты, обо всем этом общественно-актуальном, о «смерти богов», о «конце живописи», о концептах и перцептах - хочется просто забыть и отдаться спокойному созерцанию чистой красоты картин, погрузиться в их живописный космос, в их сказочность и хоть немного научиться такому взгляду на мир, который исцеляет от расхристанности и суеты. Такие художественные творения не могут не пробуждать желания их анализировать, изучать, понимать, отдельно от всего остального. Вслед за логическим постижением, начинаешь чувствовать контраст между работами Никиты и тем, что творится вокруг, и осознавать, насколько мужественным и собранным должен быть художник, создающий подобные произведения.

Как и в европейском импрессионизме, в картинах Никиты отсутствует повествовательный или даже поэтический сюжет (который всегда доминировал в импрессионизме русском). Можно даже сказать, что по своей сути содержание работ абстрактно, хотя оно и складывается из предметности. Но автор выражает свое состояние, сознательные и бессознательные ощущения. Главным героем остается сама живопись с огромным и сложным миром цветовых и тональных отношений, рельефов, композиционных решений. Люди, за редким исключением, полностью «вымываются» из картин или сливаются со средой, городской и природной. Полотна всегда монументальны, и по своей технике (фреска, темпера), и по своим художественным принципам: пространство в них стремится к декоративной плоскостности, время остановлено, даже мимолетные состояния природы превращены в покой, в тишину, в вечность.

Наблюдая за творчеством Никиты, можно сказать, что оно обладает большой степенью уверенного постоянства: он тот художник, который уже нашел свой стиль, и стремится теперь к его глубине. Но внутри этого стиля возможен широкий диапазон вариантов и поисков. За последние несколько месяцев в его работах появилось множество новых колористических соотношений, появилась ночь с воздушным бархатом зеленого и синего неба, яркие закаты с живыми струйками отражений, соленый морской ветер, неожиданный минимализм, выдвигающий в качестве главного героя картины гладь воды или шелест листвы, и многое другое. Все эти мотивы привезены Никитой из его новых европейских путешествий, но так ли важно из каких именно, когда живописью движет, прежде всего, изменение духа, а не перемена мест.

Каждый раз, при взгляде на произведения Никиты Макарова, остается чувство недосказанности, как будто что-то еще очень важное ускользнуло от внимания, и тайна его работ осталась не разгаданной. Вероятно, так и должно быть, когда сталкиваешься с крупным художественным явлением.

Светлана Тарханова, искусствовед