Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал Собранiе
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 

Партнеры:

"СТАРАЯ МОСКВА" Игорь Семенников

10 сентября - 13 октября 2011 г.

Страница автора

Автопробег Москва Дмитров 1912 г

Арбат прокладка трамвайных путей

Виадук Брестского вокзала

Избранные места из статьи «Старая Москва Игоря Семеникова»

Художник Игорь Семенников принял на себя важнейшую миссию: сохранить зримый облик Москвы, которой уже нет. Москва Семенникова — Москва наших дедов и прадедов, живущая в книгах Гиляровского, в поразительных по зрительной зоркости рассказах Бунина. Единственно доступная ему «натура» — старые фотографии. Другой уже нет.

Можно задаться вопросом: а нужно ли переводить фотографии в живописные полотна? Фотографии сами по себе — ценные свидетельства человеческой жизни, часто превосходящие живопись своей объективной достоверностью. Но именно эта механическая объективность и является «минусом» репортерского снимка — зритель не чувствует в нем авторского присутствия, не ощущает личностного живого взгляда художника. Честные, но обезличенные фото–констатации в зрительском восприятии не могут идти в сравнение с «Московским двориком» Поленова, с «Петербургом» гравюр Остроумовой–Лебедевой. Потребность пережить эмоциональную силу живого присутствия, ощутить именно этот неповторимый миг, остановленный силой искусства, побудила Семенникова не просто повторить «в красках» старые фотографии. Он взглянул на зафиксированные в них пейзажи старой Москвы духовными глазами так, как мог бы смотреть на реальные здания и улицы, на движущиеся, снующие по этим улицам экипажи, на москвичей, одетых по моде столетней давности

Вид на Сухаревскую башню

Вид с Лубянской площади

Дети Гагаринский переулок

Семенников в своих исторических пейзажах отказался от так называемого фотореализма, доводившего живопись до звучания фотографии и увлекавшего молодых художников в семидесятые годы ХХ века. Новейшие открытия в технике фотографии и, прежде всего соблазнительные возможности компьютера, по существу, убили это направление: сегодня «фотокомпьютерная живопись» быстро становится полным «подобием» салонной живописи (в том числе, пресловутого «социалистического реализма») с присущим «салону» соединением безликого натурализма и откровенной фальши. Фальшь ощущается уже в самой подмене руки, глаза, души художника «голой» техникой, потерявшей и честную достоверность фотографии, и неповторимую индивидуальность искусства.

Семенников обратился к живописи как таковой, в самом полном смысле этого слова: «живо–писанию». Импрессионистический мазок, передающий сиюминутное живое впечатление, предстающее глазам художника, привносит в его пейзажи такую достоверность, какой не достигнуть ни репортерской фотографией, ни фотореализмом, ни компьютерной технологией.

Импрессионисты, в частности Дега, использовали фотографии как вспомогательный материал. У меня не вызывает сомнения, что и Семенников воспринимает старые фотографии только как вспомогательный материал; что куда важнее для него живое ощущение старой Москвы

Резкие цветовые контрасты, чередование быстрых живописных мазков привносят в пейзажи Семенникова чувство «сиюминутности», как бы реального присутствия художника, торопящегося запечатлеть вот это мгновение, вот это короткое преходящие состояние неба, облаков, освещения зданий…

В какой ностальгической тоске по своей Москве живёт современный художник Игорь Семенников, живём все мы, старые москвичи? В какой Москве уготовано жить нашим детям?..

М.А.Чегодаева доктор искусствоведения, академик, член президиума Российской академии художеств

Ильинка

Ильинские ворота

 

Московские прогулки Игоря Семенникова

Главным завораживающим эффектом картин Игоря Семенникова является то, что написаны они действительно со старых московских фотографий, но так, как будто с живой натуры. Картины сделаны не в противовес «безличности» взгляда через объектив. Фотографии все равно всегда остаются индивидуальным творением, часто анонимным, но они согреты теплом человеческого внимания. Картины художника открыают окно из современности с ее размашистым, экспрессионистическим стилем, в спокойную даль времен, где по улицам ходят дворники и бегают чьи-то дети, ездят первые автомобили, прокладывают трамвайные пути на Арбате, еще не снесли Сухаревскую башню и не застроили фасады усадебных особняков. Такое чувство, что художник, закончив московский художественный ВУЗ в конце XX века, сел в машину времени с этюдником и уехал на пленэр, недалеко, меньше, чем на век. Конечно, такие ощущения испытывает каждый, кто перемещается из Москвы в провинциальные городки или поселки Русского Севера. Но необычно то, что в этом фантастическом путешествии не меняется географическая точка.

В произведениях Семенникова нет грусти или ностальгии, напротив, - все тонет в жизнеутверждающих живописных вихрях. Это начало побеждает время и его обстоятельства и уносит нас в другую, теперь кажущуюся сюрреалистической, действительность.

Светлана Тарханова, искусствовед

     

Игорь Семенников преподносит столицу в неожиданном ракурсе. Совсем недавно в одном из залов торгового центра «Неглинная Plaza» на Трубной площади художник открыл свою выставку, на которой Белокаменная предстала в необычном историческом облике. На полотнах была изображена Москва конца XIX – начала XX века. «В студенческие годы, – вспоминает Игорь Давыдович, – мы обожали совершать открытия старой, спрятавшейся Москвы. И каждый раз было удивление от внезапно открывшейся красоты оград, скамеек, фонарей… Как сейчас вижу дом рядом с фабрикой француза Жиро. Этот особняк пережил пожар 1812 года… И ведь таких строений в нашей столице было превеликое множество. Вот так и получилось, что я всем сердцем прикипел к этой теме – московской старины».

А отправной точкой для столичной серии художника стало участие в проекте Вадима Перельмутера – возможность проиллюстрировать книгу о Москве «Город и Люди». «И все совпало, – признается Семенников в одном из недавних интервью. – Мой интерес к старой Москве, миражи прошлого, обилие накопленного материала, единомышленники и желание написать серию работ на эту тему».

Семенников изображал Москву такой, какой ее когда-то увидели «неместные» – Валентин Катаев и Юрий Олеша, Сигизмунд Кржижановский и Евгений Баранов, Владимир Гиляровский и Андрей Соболь, Борис Зайцев и Михаил Булгаков. «Новожилы» жадно изучали исторические факты из жизни города, кажущегося им таким странным, непривычным, чудесным. Под впечатлением вот этой самой московской прозы художник Семенников создал собственную Москву, этакий Китежград, канувший в Лету.

В книгу «Город и люди» вошли восемь живописных и столько же графических полотен. А Москва все не отпускала. Это увлекательнейшее путешествие в прошлое любимого города настолько захватило художника, что стало главной темой его нынешнего творчества: «И я настолько загорелся, что рисовал исключительно Москву, – говорит художник. – Холсты, графические листы, наброски, рисунки... Перемежал все это чтением мемуаров, прозы, стихов. Причем, единственно доступной натурой были старинные фотографии. Иного выхода у меня, как у художника, решившего показать москвичам их город вековой давности, не могло быть. А что требовалось от меня? Подобно герою фантастических новелл Джека Финнея переместиться во времени. Только и всего».

При этом Семенникову удалось не просто зафиксировать в красках старые фотографии, а увидеть утраченные здания, несуществующие переулки, конные экипажи, москвичей, одетых по моде столетней давности. «А еще я попытался прожить, прочувствовать, понять их жизненный уклад, радости и горести, - дополняет художник. - И, конечно, передать свою любовь к этому замечательному городу».

     

Игорь СЕМЕННИКОВ — заслуженный художник России, член правления общества дружбы Россия - Бельгия, медалист Российской академии художеств, дипломант международного конкурса «Золотая кисть».

Работы художника находятся во многих частных коллекциях в России и за рубежом.

Основные темы творчества – русская и мировая культура, мифология и история.

Персональные выставки в России:

1992 г.- Дом Дружбы народов (Особняк Морозова), г. Москва,

2003 г.- Выставочные залы Российской академии художеств, г. Москва,

2004 г.- Выставочные залы Международной федерации ТСХ, г. Москва (при поддержке комиссии РФ по делам ЮНЕСКО), Гоголевский бульвар

2005 г.- Государственный выставочный зал «Новый Манеж», г. Москва (в рамках конкурса «Золотая кисть»).

2006 г.- Выставочный зал г. Орехово-Зуево Московской области

2007 г.- Белый зал Российской академии художеств, г. Москва

2008 г.- Государственный музей А.С.Пушкина г. Москва, Арбат

2009 г.- Государственный литературный музей г. Москва, Трубниковский,17

2010 г. - «Неглинная Plaza» на Трубной площади, Москва