Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

В.Малолетков. "МАСТЕР".

МАСТЕР

        Персональная выставка московского художника Татьяны Белотеловой стала ярким явлением в культурной жизни столицы. Как известно, важную роль в отечественной культуре сыграло творчество выдающихся художников ХХ века А. Голубкиной, З.Серебряковой, В.Мухиной, А.Экстер, Л.Поповой и С.Лебедевой. Такого созвездия талантливых женщин-художников нет нигде в мире.                                   
        В советский период этот уникальный список дополнили такие мастера, как Н.Жилинская, А.Пологова, И.Лаврова, Л.Сошинская, Н.Нестерова, Т.Назаренко, О. Булгакова, К.Нечитайло... К этой славной плеяде, на мой взгляд, можно отнести и художника Татьяну Белотелову. Убедительным подтверждением этого стала ее персональная выставка, с успехом прошедшая в конце 2015 года в залах Малого Манежа. Представленные в экспозиции многочисленные живописные работы стали подлинным открытием для большинства посетителей.

        Т.Белотелова вступила в творческую жизнь в 60-е г.г. ХХ века после окончания Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское). В первых монументальных работах молодая художница показала свободное владение различными материалами и техниками исполнения. Таковы настенные росписи кафе (г. Королев), МГУ (Москва), и музыкальной школы (пос. Светлодарское, Украина), мозаики в интерьерах детского сада (г. Новополоцк, Белоруссия), Воскресенского химического комбината (Московская обл.), а также витраж для Международной выставки «Здравоохранение-74» (Сокольники, Москва). Эти работы отмечены собственным творческим почерком серьезного художника и органичным синтезом ее художественных произведений с архитектурным пространством.      Однако, вскоре темпераменту, любознательности и постоянному стремлению к расширению художественного кругозора Т. Белотеловой стало тесно в секционных рамках монументального искусства. В немалой степени этому способствовали   многочисленные творческие командировки в отдаленные уголки России, которые постепенно формировали творческое мировоззрение молодого художника. К этому времени накопленный натурный материал Т. Белотелова стала воплощать на холстах масляными красками...

        Как всякий искренний, глубоко мыслящий и талантливый художник, Татьяна выбрала непростой путь в искусстве, предполагающий отражение своего Времени, полного надежд и разочарований, любви и ненависти. Ее произведениям совершенно чужды интеллектуальный холод, жесткая брутальность или хамская вседозволенность. Они убедительны по композиции, рисунку и живописным качествам, но главное - полны поэтического восприятия многогранной российской действительности...            Убежден, что за любым творческим достижением художника (помимо таланта и воли) чувствуются влияние его учителей. Однако, трудолюбие и академическая школа немного стоят без Таланта и яркой индивидуальности художника. К счастью, этими качествами Природа наделила Т. Белотелову в полной мере. К сказанному выше следует добавить неуемную жажду познания мира и постоянный интерес к открытию новых горизонтов в искусстве.

        Особой вехой в биографии мастера стали 70-80-е годы ХХ века: творческие поездки по России и Югославии. Напряженная работа на пленэре в этой солнечной стране заметно повлияла на цветовую палитру художницы; ее живопись постепенно приобрела большую декоративность, свободу письма, цветовую раскрепощенность и индивидуальный почерк. Примером служат работы: «Сиреневый день. Дубровник», «Зеленый день», «Дождь в Херцег-Нови» и «Старый мост». Эти живописные холсты раскрыли перед зрителем новую, доселе неведомую грань творческого мировосприятия Т.Белотеловой. Оказалось, что кроме умения грамотно рисовать и профессионально компоновать свои произведения, она обладает внутренней эмоциональностью и собственной колористической гаммой...

        Затем состоялась долгожданная встреча художницы с древней культурой Италии, которая разбудила в ней незаурядный дар создания сложных многофигурных композиций. Неспешно и серьезно Т.Белотелова изучила основные принципы композиционного построения в работах великих мастеров эпохи Возрождения. Но, при этом художница осталась ярким представителем европейской живописной культуры ХХ века. Примеров подобной трансформации в ее работах можно найти немало. Это, прежде всего, композиционные портреты «Танцовщица» и «Арлекино», с мастерски решенной связью конкретного портретного изображения с условно-декоративным решением окружающего пространства.

        Собственным прочтением темы «вечного города» также отличает насыщенные цвето-тональными контрастам произведения: «Итальянский пейзаж», «Аппиева дорога» и «Античный Рим». Точной моделировкой формы отмечен тонкий по колориту и хорошо скомпонованный пейзаж автора «Осень в Белграде».

        Некоторое влияние на художника, безусловно, оказали творения великих итальянских мастеров эпохи Возрождения, которое нетрудно заметить в монументальных многофигурных работах «Осень в Риме» и «Римские каникулы». Они завершили важный этап становления современного, глубоко мыслящего и тонко чувствующего Время художника. Истинного мастера отличает умение по-новому воплотить великие уроки прошлого в собственном творчестве. Даже при наличии таланта, решение столь сложной художественной задачи требует твердых убеждений в искусстве, высокого мастерства и трудолюбия.                                     Национальным колоритом отмечены работы Мастера, посвященные родной земле. Символическим апофеозом вечных дум и сомнений на пути всякого мыслящего художника стало монументальное полотно мастера «Ангел надежды». В нем автор органично соединяет традиционные композиционные «ходы» с собственными колористическими экспериментами, определяющие живописное пространство холста.

        Это произведение является важной вехой в творчестве мастера. В нем органично соединились принципы монументальной росписи с умением включать в композицию разномасштабные и острохарактерные пластические элементы.

        Более драматичным характером отмечена более острая по композиционно-пластическому решению работа «Противостояние», в которой проявился монументальный дар художника и умение по-своему решить сложные философские задачи. Здесь Белотелова умело и точно использует приемы деформации, сознательно меняя привычные масштабы и пропорции.

        Более декоративный характер отличает цветовое решение работы «Благовещение», в которой доминируют композиционно-колористические задачи построения цветовых силуэтов на плоскости холста.  Однако, живому темпераменту

       Т. Белотеловой всегда было тесно в узких рамках канонических построений, о чем свидетельствует устойчивый интерес художника к пейзажу и натюрморту.

        Эти традиционные жанры искусства наиболее точно отражают неповторимое своеобразие среды, окружающей человека в разные исторические периоды. Здесь работы художника также отличаются собственным творческим восприятием и колоритом. Порой, разные жанры она соединяет в одном произведении, прибавляя незатейливый, но крайне важный для современного зрителя, исторический подтекст. Примером подобного решения стала декоративная по форме, но трагическая по сути, работа мастера «Косово поле. Затмение».

        В композиции «Осень» Т. Белотелова успешно соединяет в едином пространстве, пейзаж, натюрморт и портрет, а в камерных произведениях «Осенний букет-2», «Дорога к храму», «Полевые цветы», «Цветы осени» и «Розы» (все - х., м.) ее более интересуют живописно-колористические задачи. Логическим завершением этого цикла стал монументальный диптих «Вот и лето прошло», в котором автор трансформирует визуальную работу с натурой в более сложную и высокоорганизованную художественную форму.

        Пейзаж всегда был почитаемым жанром в русской изобразительном искусстве, который и сегодня доминирует в творчестве многих современных художников, в том числе и Белотеловой. Однако, ее работы отличает точность композиционного построения, отсутствие внешних, давно «наработанных» художественных приемов. Они воспринимаются законченными и хорошо срежиссированными произведениями, демонстрирующими высокую художественную культуру автора. Примером служат работы: «Будва», «Брюгге», «На Адриатике», «Утро в Венеции», «Венеция. Большой канал», «Панорама Кремля» и «Осень в Боровске». Отсутствие коммерческой и салонной направленности (которыми нередко «грешат» работы многих современных российских художников), заметно отличает эти произведения мастера.

        Представленная на персональной выставке Т.Белотеловой в Малом Манеже графика органично дополняет ее живописные работы. Художник использует здесь темперу и смешанные техники. Во всех графических произведениях мастера нетрудно заметить монументальный характер мышления автора и хорошую академическую школу, полученную в стенах «Строгановки».

          Несомненными удачами художника на выставке стали графические листы «Петровский монастырь», «Зима в Суздале», «Весна» и «Северная деревня» (все - б,. смеш. техн.), которые отличаются точностью изобразительного языка и композиции.

        Отдельный цикл произведений составила серия Т. Белотеловой «Старая Москва». В ней особенно удачны работы «Москва ушедшая» и «Охотный ряд» (к., смеш. техн), вызывающие живой отклик в душе любителей московской старины. Более эскизный, подготовительный характер отличает листы «Битва», «Богородица», «Русский святой» и «Спасенные фрески», которые, возможно, когда-нибудь послужат основой для создания будущих монументальных произведений художника.

        В завершении отметим, что творчество московского художника Т. Белотеловой, при всем внешнем разнообразии, отличают цельность мировосприятия, острота и убедительность художественной формы.

 

В.МАЛОЛЕТКОВ,

народный художник РФ

29.04.2016