Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Выставка "Другие песни тридцатых"

Лев Зевин и Вячеслав Сидоренко

26 июня - 15 сентября 2009

На выставке представлены сто работ 1920 -1930-х годов двух непохожих художников - Льва Зевина – ученика Марка Шагала, Казимира Малевича, Роберта Фалька, участника объединений "Рост" и группы "Тринадцать" и Вячеслава Сидоренко - ученика П.С Уткина и А.И. Савинова, П.В.Кузнецова, участника общества "4 искусства".

Эти мастера соединены в нашей экспозиции неслучайно. Их негромкие голоса звучат в такт. Они различимы за громом победных оркестров эпохи формирования Большого стиля. Их объединяют неподдельный гуманизм и высокое качество живописи, которой оба служили своими короткими жизнями. Редкие эстетические качества их полотен – колорит, эмоциональность, восторг глаза – не теряют и сегодня своей подлинности и власти над зрителем.

Лев Зевин (1903-1942)

"Портрет Фриды"
Х.м. 1928

"Автопортрет с трубкой"
Х.м. 1929

"Дерево"
Х.м. 1930-е

Лев Яковлевич Зевин обладал неким редкостным обаянием – оно заставляло всех знавших его людей отзываться о нем с удивительным воодушевлением. Художественная одаренность уроженца Витебска производила впечатление на столь разных его наставников, как Юрий Пэн, Марк Шагал, Казимир Малевич, Роберт Фальк.

Впечатление было настолько сильным, что учителя оставили свидетельства своего особого отношения к ученику. Витебский патриарх Пэн сразу выделил худенького мальчика среди других и объяснил всем, почему Левушка Зевин – прирожденный живописец.

Малевич посвятил своему подмастерью в Витебском Народном художественном училище отдельный "диагноз", то есть анализ пластических устремлений; в архиве суприматиста осталось краткое эссе с заголовком "Лев Зевин".

Студент Вхутемаса послужил моделью для своего руководителя Фалька: в сумрочно-напяженном и вместе с тем гармоническом портрете ощущается внутренний огонь, который так подкупал в Зевине.

Будучи учеником столь непохожих мастеров, юноша сумел найти свой собственный путь. Приверженность к динамическим изменениям в натуре определила импровизационную манеру его работ. Для рисунков Зевина характерна нервная точность жеста, акварели дарят радость легкостью красочных пятен, убедительно воссоздающих пластический сюжет.

Романтик в жизни и в искусстве, Зевин больше всего любил живопись. По собственному признанию, красочное тесто было той первичной материей, из которой рождались его образы. Художник не знал устали, добиваясь насыщенности и тонкости красочных отношений на полотне.

"На даче. Фрида с коляской"
Х.м. 1935

"За кулисами цирка"
Х.м. 1940

"Театральная ложа"
Х.м. Нач. 1930-х.

В конце 1920-х годов благоговейное отношение к живописной культуре объединило ряд живописцев и графиков в общество "Тринадцать"; во Льве Зевине они нашли единомышленника.

Героическая попытка членов группы "Тринадцать" отстоять честь искусства перед надвигающимся соцреализмом стоила кому жизни, кому прозябании в забвении и нужде до конца дней. Немногим было суждено узнать, что они остались победителями.

Традиционные качества живописи числятся ныне архаикой вкупе со всей живописью как видом искусства. Однако и здесь Лев Зевин вместе с коллегами представляется своеобразным победителем: высокие ценности живописи, которые он исповедовал всю жизнь, - колорит, эмоциональность, восторг глаза – не теряют своей подлинности и власти над зрителем.

Лева Зевин никогда не стал "Львом Яковлевичем" Зевиным: гибель настигла его на войне молодым. Подвижностью и необыкновенным изяществом облика напоминающий Пушкина, он столь же безвременно ушел из жизни.

Александра Шацких

"Дерево"
Х.м. 1930-е

"Набережная"
Х.м. 1930-е

 

Биография в хронологии

1903 – родился 6 декабря в Витебске в семье ремесленника.

1917 – учился в художественной студии Ю.Пэна.

1918 – учится в Народной художественной школе у М.Шагала и К.Малевича; осень 1918 – художник –исполнитель подкомиссии Губнародобраза по украшению Витебска к первой годовщине Октября под руководством М.Шагала.

1920, ноябрь – член УНОВИСА.

Май 1921 – вместе с М.А.Куниным и Э.Б.Волконским организатор "Выставки трех" в клубе Сорабиса (Союза работников искусств) в Витебске.

1921 – переезжает в Москву, поступает во Вхутемас.

1925 – окончил станковое отделение живописного отделения Вхутемаса по мастерской Р.Фалька.

1928 – член объединения "Рост".

1929 – участвует в выставках группы "13".

1930 – командирован НКП РСФСР в коммуну "Войно-Ново" в Крыму.

1930 – командирован Всекохудожником в колхозы Херсонщины.

1932 – принят членом МОСХа, оформляет спектакль "Иностранная коллегия" по пьесе Л.Славина в Белгосете.

1935 – работал над иллюстрациями книг в Гослитиздате, оформлял спектакли в театрах Москвы, Одессы, Биробиджана, Белорусии, творческая поездка в Биробиджан.

1935-1939 – работал по договорам со Всекохудожником.

1941-1942 – добровольцем пошел на фронт, погиб под Вязьмой.

Вячеслав Сидоренко (1901 -1944)

"Минарет"

"Старый город"

"Улица"

Недавно появившиеся в кругу внимания специалистов и любителей живописи, тридцать пейзажных и жанровых работ художника Вячеслава Леонидовича Сидоренко (1901 -1944) в большинстве своем относятся к "таджикскому" периоду. Длительное время с 1931 по 1939 год с небольшими перерывами живописец провел в Средней Азии – на строительстве электростанции на реке Верзоб, на Вахшстрое, в Бухаре, Хархане, и Ходженте, куда он был направлен Академией Наук и Всекохудожником для работы над темой "Старое и новое". В работе над этим циклом создается неповторимый, оригинальный художественный язык живописи Сидоренко.

Русский ориентализм ХХ века смотрел на Восток глазами романтиков и символистов. Мастера находили в нем идеальный ландшафт, населенный естественными людьми, своеобразный Рай, до грехопадения Адама и Евы.

Ученик голуборозовцев Петра Уткина, Алексея Савинова и Павла Кузнецова, воспитанник архитектора-конструктивиста А.Гринберга, деятельный участник объединения "4 искусства"; ученик Роберта Фалька Сидоренко формирует свой художественный язык, причудливо соединяя в оригинальных композициях колористическую пластику саратовской школы с ритмическими находками Фалька.

"Юрты"

"Бухара"

"Базар в Ходженте"

Синтез саратовской и московской школ в работах Сидоренко создает необыкновенный живописный эффект. Художнику удалось создать по-настоящему оригинальную, цельную панораму среднеазиатской жизни высокого художественного значения – "тысячу и одну ночь на фоне индустриального пейзажа". Надо заметить, что самаркандские пейзажи в творчестве Фалька появляются только в 1940-е годы.

Привлекательны мотивы работ В. Сидоренко. Это виды Бухары, Ходжента и Хорханы, Верзобская ГЭС, шахтерские поселки, разрезы и рудники, сцены отдыха в степи, базары и чайханы и, наконец, блестящий мармеладный цех консервного завода.

Среднеазиатские пейзажи В.Сидоренко отличают повышенная фактурность, почти рельефность наложенных красочных мазков. Шероховатая поверхность картинной плоскости как нельзя лучше отвечает фактуре старого шершавого, поросшего мхом камня, из которого, очевидно, сложены минареты и дома старого города. Цветовая гамма строится на тонких нюансах охристых, голубовато-розовых и зеленых тонов. Пейзажи отличаются тем особым романтическим, исповедальным чувством, которое обычно несут в себе произведения, связанны с личной судьбой художника. И это не случайно. Обретенный корпус работ, отобранных, по-видимому, им самим, сохранился в семье ближайших родственников художника, в отличие от произведений, рассеянных по музеям России и Средней Азии.

Выверенная фактура, тонкие нюансы цвета, умение точно передать и сохранить атмосферу и настроение, удивительная способность мастера передать не предмет, а пространственное явление, пластическое событие, позволяют назвать многие картины В. Сидоренко маленькими шедеврами живописи 30-х годов ХХ века.

Анатолий Гостев

"Крытый базар"

"Бухара. С базара"

 

Биография

Родился в 1901 г., г. Камышин Саратовской губернии – умер в 1944 г. в Москве. Учился: с 1918 в Саратове живописи и рисунку у архитектора А.З. Гринберга, 1921-1925 в Саратовском художественно - промышленном институте (бывш. Боголюбовское училище) у А.И.Савинова и П.С. Уткина. В 1925 направлен Уткиным в Москву с рекомендательными письмами к А.Е. Архипову и Р.Р. Фальку. С1925 – экспонент общества "4 искусства" (через него осуществлялась связь Уткина с обществом).

1925-1929 –выставки общества "4 искусства".

1928 – участие в выставке "4 искусства" в США.

1929 – поездка на Комбайнстрой в Саратов.

1930 – от Народного Комиссариата просвещения на Сталинградский тракторный завод.

1932 – художник комплексной экспедиции АН СССР на Памире. Всекохудожником рекомендован в Таджикскую ССР

1933- командирован от Музея народов СССР в Cреднюю Азию.

1934 – приглашен в Таджикскую ССР для работы над темой "Старое и новое".

Основные серии работ

На Волге 1924 - 1925.

Москва 1926 - 1929.

Останкино 1927 - 1928.

Комбайнстрой в Саратове 1929 - 1930.

На тракторном заводе 1931.

Таджикистан. Старое и новое. 1932-39.

Выставки

1. 1935-1936 – персональная - в Душанбе

2. 1936 – персональная в музее народоведения в Москве

3. 1945 – (посмертно) в Москве (ЦДРИ)

4. 1947 – Саратовский художественный музей

Литература

1. Лобанов В. "Вечерняя Москва", 07.10.1926

2. Тугендхольд Я. "Известия", 21.11.1926

3. Андреев К. "Советское искусство", 20.07.1945

4. Ройтеберг О. "Неужели кто-то вспомнил, что мы были…", М. Галарт. 2004 г.

Музеи

Бишкек, Душанбе, Ленинабад, Саратов, Иваново.

Художником Петровым А.В., много лет, хранившем наследие Сидоренко, большая часть наследия отдана в Душанбе и в краеведческий музей города Кирсаново.