Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Лев Саксонов. Улочка без названия

 

      Лев Григорьевич Саксонов - художник парадоксальный. С одной стороны, он ставит и решает в своём искусстве глобальные проблемы, затрагивающие всё человечество. Такова, например, его серия «Холокост»: он первый и единственный в мире мастер, создавший изобразительную серию, посвящённую одной из трагедий Второй мировой войны. Причём способ решить её далёк от плакатности, ведь для автора всегда было важно найти символическую форму, далёкую от буквализма и вместе с тем выразительную, способную пробудить и эмоциональный. и интеллектуальный отклик у зрителя.

      С другой стороны, Саксонов чрезвычайно внимателен ко всему зыбкому, эфемерному, преходящему. Детский взгляд на мир - что может быть более хрупким и недолговечным? И художник создаёт «Детскую серию», в которой передано восприятие мира ребёнком. Для раскрытия этой темы Лев Саксонов привлёк родного внука Георгия, и некоторые работы созданы ими в соавторстве. Кажется, и этот опыт в мировом изобразительном искусстве аналогов не имеет...

     Нельзя назвать Льва Саксонова художником одной темы. Его привлекает всё, что питает ум и пробуждает чувства. Одна из последних его работ - серия, созданная по мотивам «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина. Но это не иллюстрации, иллюстративный принцип Саксонова не привлекает. Да и Пушкина, считает он, не надо иллюстрировать, как, впрочем, и других авторов. Чтобы создать визуальный образ произведения, художник должен глядеть между строк, туда, откуда содержание литературного произведения проецируется в сознание и душу читателя. Всего несколько слов посвящено в пушкинской «маленькой трагедии» бедной вдове, которая принесла барону долг. У Саксонова же этому мотиву посвящено несколько композиций...

      Или «Клоуны», серия, на сегодняшний день ещё не сложившаяся. Люди, умеющие «делать добро из зла, потому что больше его не из чего делать». Радость из несчастья, веселье из страха. Мимы, которым издревле разрешено было говорить правду даже императорам, глядят на нас открыто и бесстрашно, призывая улыбнуться несмотря ни на что. Или «Железнодорожные этюды», постоянно пополняемые всё новыми и новыми графическими листами: бесконечное пространство, крошечные вагончики, стремительное движение и почти физически слышимый звук.

      Нынешняя выставка, «Улочка без названия», чем-то напоминает «Надежды маленький оркестрик» Булата Окуджавы. Когда-то кто-то из критиков писал об этой песне, что благодаря силе любви «маленькость» исчезает. Так и с «Улочкой» Саксонова. На ней живут самые разные существа и происходят самые разные события. Люди умирают насильственной смертью и рождаются, поезда летят в небесах, растения раскрывают соцветия, вавилонские башни бесконечно осыпаются в пустоту. И постоянно, наяву и в беспамятстве, наплывают сны, и парят надо всем этим странные люди-птицы. Всё объединено единой параболой, её изгиб, словно силок, притягивает к себе.

      И улочка без названия превращается в Млечный путь, в отражение безграничного пространства, уместившееся на стеклышке карманного зеркальца...

Вера Калмыкова