«Примите в подарок праздник» - выставка Ольги Трушниковой
«Примите в подарок праздник»
Мир произведений Ольги Трушниковой наполнен гармонией и согласием. Её герои ощущают себя очень уютно там, где они находятся. Это особое, удивительное состояние, словно в детстве, когда всё хорошо, и ты бесконечно счастлив, просто потому что солнце светит, а по небу плывут облака, и мама улыбается, в луже отражаются чудесные видения…
Художник – мастер жанровойкомпозиции. Ее вдохновляет то, что она видит непосредственно, но все ее работы -это обобщение опыта реальных впечатлений и плод ее творческого озарения. Ольгаразрабатывает свои мощные цветоконструкцииярко выраженным авторским языком.Герои картин живут в некоем наполненном свето-цветовымизобилиемидеальном пространстве,где вечное лето,золотая осень, незаходящее полуденное солнце, или напротив, русская зима с ее белоснежными покровами.
Ощущение особого душевного комфорта и равновесия не случайно. Ольга не стремится скопировать увиденное. Онапреобразует реальные наблюдения в художественный образ, используя свою особую пластику, которая позволяет легко соединить сиюминутное впечатление с родными образами далёкого детства.Свежесть волжских просторов и уют бревенчатой избы, хлопоты бабушки у печи и запах пирогов, дымящий папироской дедушка на завалинке, чинно идущий за курами петух, мурлыкающий кот и спящий пёс… Животные привлекают художника не только выразительностью движений, но также несут смысловую нагрузку: без них окружающий мир будет холодным. Почти всегда они присутствуют в её произведениях.
Работает Ольга всегда быстро, будто взахлеб, потому что для нее необходимо раскрыть и передать именно то ощущение, состояние, ради которого она творит. Часто мысль художника локализуется в графическую вязь контура, подобно перегородчатой эмали. Плотные, чистые и одновременно прозрачные цвета сияют и несут свет, напоминая цветовые заливки эмалей. Даже тени здесь – цветные. Красками художник «лепит» объем и создает настроение, передавая живую, непосредственную эмоцию. И тогда картины вдруг начинают звучать аккордами цветомузыки, а сюжеты из бытовых сцен превращаютсяввечные: детство, старость, человек и природа, традиция и современность.
Детство–это трогательные подростки, сама непосредственность, когда рыбки в «Аквариуме» завораживают взор,и «Золотая клетка», которую разглядывают подростки, воистину охраняет жар-птицу. Все это повод для познания мира и он неотделим от восхищения им.Тема детства перерастает в тему детства человечества.Используяблистательное владение композицией,авторпереносит нас в метаисторию. В картине «Лето» задумчивый мальчишказа столом,накрытым белой скатертью - символ рая,был помещен как первый человек . Фантастический масштаб куста в горшкецветущей лилии на средине стола,символическая ось мира, – само древо жизни.Ягоды на скатерти превращаются в плоды познания добра и зла. Художник как будто останавливает мгновение, вместе с подростком заставляет задуматься. Ваза с плодами отодвинута. Вкушения не происходит. Сквозь цветы и ветви древапросматривается русский город как небесный град.
У автора много городских и деревенских пейзажей, которыене пишутся ею с натуры. Однако,все заповедные улицы русских городов и деревень чем-то напоминает фантазийные улицы Трушниковой,сдомами,имеющими свой характер, свою эстетику,в которых хочется заново прожить свое детство. В работе «Яблочки»все удивительно конкретно и одновременно плодтворческогообобщения.Деревянные избына дальнем плане как будто перенесеныиз седой старины, а, на первом плане вполне современная девушка-подросток, мудрая Ева,сидящая за столом перед вазой с яблоками, одно из них надкушено, но трагедии не происходит, в пространстве картины существует лишь добро.Желто- золотая гамма, в которой написана работа, завершает эту идиллию,превращая ее в символ золотого века,в котором жизнь течет неспешно, гармонично и достойно.
Произведения мастера многоцветны, но не тревожат контрастами красок, а умиротворяют сочетанием теплых, радостных, радужных тонов, ярких насыщенных оттенков, которые создают хорошее настроение. В картине «Ночь над Финским заливом» камертоном композиции является плавная волна изгиба женского тела. Ей вторят: в небе - формы ночных облаков, а рядом - фигурка уютно пристроившейся рядом кошки. Царит мягкость и грация, тихое сияние плоти. Что снится им?
Старики в ее работах,как дети, живут в гармонии с самими собой, с природой, с животными, которые для них воистину меньшие братья. Мир детства и старостинередко объединены общей темой.Полотно «Бабушкиноваренье», где лицо бабушки лучиться любовью к внучке,перерастает в таинство посвящения в традицию. Все герои написаны гротескно и одновременно с мягким юмором, что характерно и для многих других работ.Общение поколенийпревращается для зрителяроскошью цветовой композиции, ассоциациями сгероями фольклора, и со своим детством, с егонеповторимой, бьющей через крайполнотой жизни. Красота окружающего мира вработах завораживает. Патриархальный быт, с его замедленнымритмом жизни,рассчитанный на созерцание,незримо противостоит бегу времени в современных городах- мегаполисах.
Одна из любимых тем художника– обнаженные.Некоторые из нихнаписаны на фонепейзажейразличных временгода. Этоповод отразить красоту мироздания, осень с ее золотом листвы, зиму с ее белым снегом,а обнаженная в таком пейзаже–венец творения.Обнаженныекак будто освещеныволшебным светом. Нагота их целомудренно прикрыта, как ризой, цветными бликами. Красавицы живутв своем особом мире,не замечаясвоей наготы,их существование как будто, как в раю,не предусматривает одежд. ( «Бессонница», «Золотая осень»).Интерьеры, наполненные вполне конкретными вещами, освещеныстоль же оригинально, как будто сквозьсумрак и особую тишинуночи одновременно пробиваются лучи полуденного солнца, вновь создавая впечатления необычности пространства.
В последниегоды автор увлечена темой, которая вылилась в серию «Любимые художники». Почти все герои – художники конца ХIХ начала ХХ векаимели трагическую судьбу. Нокаждый из них представленвгармониис окружающим миром. Вработах, вместе с характерным, узнаваемым стилем художника, которому она посвящена,есть сопряженность с творчествомсамой Ольги Трушниковой. Так подсолнухи самого Ван Гога в ее работах созвучны полотну«Подсолнухи Арля.Ван-Гог», городские пейзажи Витебска Шагала, -узнаваемы и в ее работах.« Кафе в Эксе.Поль Сезанн» -в кафе такие же столы с вазами и фруктами, как во многих ее интерьерах.И это не случайно, потому что таким пластическим приемом выражена мысль -все любимые художники, вместе с самим автором, - члены великого содружества художников, которых объединяетединая планета Искусство.
Художникапереполняютидеи и дефицит времени одна изнаибольших ее проблем. Современная жизнь далеко не всегда дает повод для радости. Но живопись Ольгикомпенсирует ее отсутствие.О себе художник говорит, что творчество для нее- это отдых души. Но этот отдых созидательный. Отрада, которую она получает от творчества, должна переливаться в душу зрителя, находить в ней отзвук.Работы Ольги Трушниковойпризывает душу зрителя трудиться, подсказывая ему,что сегодня способность воспринимать красоту мира –основополагающие условие его сохранения.
Творческая энергия мастера соединяет формы, цвета и объемы в светлые, притягательныеобразы, из которых вокруг нее и рождается овеянное поэзией радости и душевного тепла пространство.
Можно с уверенностью сказать, что Ольга Трушникова – яркое явление в искусстве рубежа ХХ – ХХI вв. Цветоощущение и своеобразие стиля определяется теплотою отношения художника к своим героям. В ее творчестве отразилось стремление через внешние приметы времени, прийти к абсолютным понятиям, неизбывным устоям человеческого существования.