1994-1998 гг. - педагогический колледж № 16 художественно-графическое отделение.
1998-2002 г. - Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. М. А. Шолохова художественно-графический факультет.
Участие в выставках
1999 г. - выставка крымского пленэра г. Гурзуф.
2002 г. - «Весенний салон» ассоциации «Ирида». Москва, ГВЗ «На Каширке»
2002 г. - выставка творческого общества «Акваживопись». Москва, ГВЗ «На Каширке».
2003 г. - «Творенье женских рук» г. Реутов.
2005 г. - Рождественская выставка, издательство «Наш изограф». Москва, ГВЗ «На Каширке».
2006 г. - 26 Молодежная выставка МОСХ на Беговой.
2006 г. - «Москва - город мира». Международный фестиваль. Москва, Бородинская панорама.
2019 г. - «Друзья музея». Мураново, Музей-заповедник «Усадьба «Мураново».
Рисовать для меня - такая же естественная потребность, как дышать.
Расскажите о первых воспоминаниях, связанных с рисованием.
Я была совсем маленькая, наверное, мне было года два. Помню нашу квартиру на Цветном бульваре, я сижу у мамы на коленях, а она рисует для меня небольшие картинки в блокноте и рассказывает про них истории. «Что теперь нарисуем?» - спрашивает мама, я говорю: «Давай, мячик», и на бумаге появляется детский мяч, такой, как настоящий, потом чашка, зонтик, машинка и т.д. Мама не художник и позже я заметила, что она посмеивается над своими рисунками. Но тогда для меня это было настоящим волшебством!
Вскоре я сама начала рисовать и до сих пор не могу остановиться.
В первом классе я случайно попала в детскую студию «Керамика». Она находилась рядом со школой, и туда водили детей, остававшихся на продленку. Мне очень нравился преподаватель студии Валерий Юрьевич Пупков, он был студентом Строгановского института отделения скульптуры. Я очень полюбила лепить из глины, особенно нравилось лепить животных, некоторые работы до сих пор сохранились. И именно Валерий Юрьевич посоветовал маме отдать меня в художественную школу, так как видел мою заинтересованность. Он же давал мне первые уроки рисунка.
Моя художественная школа была небольшая и находилась на улице Гончарова. Нельзя сказать, что я многому там научилась, так как учителя, дав задание, частенько уходили чаевничать. Но, тем не менее, три года моей учебы в ней я была погружена в творческую атмосферу.
А потом поступила в педагогическое училище на художественно-графическое отделение, и там уже начала постигать основы мастерства.
Когда Вы поняли, что рисование станет Вашей профессией?
В художественной школе у меня уже появлялись такие мысли, поэтому я поступила после 9 класса в училище, хотя в школе училась всегда хорошо. А в училище окончательно определилась с выбором профессии и поступила в профильный университет.
Кто повлиял на Ваш профессиональный путь больше всего?
Я с благодарностью вспоминаю многих, начиная с моего преподавателя в студии керамики. Тогда впервые я увидела художника, скульптора, и подумала, что можно выбрать себе такую профессию.
В училище моим любимым педагогом был Аркадий Евгеньевич Добрынин. Великолепный художник и прекрасный человек. Он был руководителем моей дипломной работы, темой для которой, я выбрала графический портрет, потому что очень люблю этот жанр. А также со мной много занималась Ольга Юрьевна Соколова, его ученица.
Но, наверное, больше всех на меня повлияла Елена Юрьевна Павловская. Преподаватель живописи в университете и замечательный художник. Нам - своим студентам, она всегда уделяла много времени, внимания и заботы. Подробно обсуждала наши работы, давала дополнительные знания по рисунку, анатомии, знакомила с творчеством разных художников, организовывала для нас выездной пленэр. Несомненно, ее работы тоже оказали на меня большое влияние. Мы до сих пор продолжаем общаться, и я всегда могу обратиться к ней за советом.
Вы учите детей рисовать. Что Вам это даёт?
В детстве я не хотела быть учителем, но, начала заниматься с детьми в 15 лет, на педагогической практике в училище. Мне это понравилось. И до сих пор я получаю удовольствие от занятий с детьми, потому что, обучая, сама многому у них учусь. Мне интересно заниматься с ребятами тем, что я люблю, рассказывать об искусстве, художниках, передавать свои знания так же, как мои преподаватели когда-то передавали мне свои.
А что вдохновляет Вас на творчество?
Наверное, то, что я вижу вокруг. Всё вдохновляет: и люди, и природа, сама жизнь.
Какие материалы Вы предпочитаете?
Это зависит от ситуации. Наверно больше всего я люблю масло. Но в поездки предпочитаю брать с собой акварель и графические материалы.
А жанры... В первую очередь, портрет?
Рисовать и писать люблю всё, не могу выделить конкретный жанр. Но портрет один из любимых.
Расскажите немного о Вашей любимой работе. Было ли такое, что Вы делали работу на заказ и успевали настолько ее полюбить, что жаль было с ней расстаться?
На заказ я писала и рисовала, в основном, портреты, с ними такой истории не было. Просто какими-то оставалась больше довольна, а какими-то меньше.
Есть две любимые работы - «Башмачки» и «Золотая осень», обе проданы. Если мне очень жалко работу, то всегда можно сделать копию.
В заключение хочу Вас попросить дать определение понятию «художник».
По-моему, художник - это человек, который не может не рисовать. Для него это такая же естественная потребность, как дышать.
Беседовала Анастасия Борисова
Автопортрет 2010 картон, темпера 40х30
Ай-Петри 2019 холст на картоне, масло 20х40
Алла Александровна Андреева 1999 бумага, пастель 40х30
Анатолий Иванович 2020 холст на картоне, масло 40х30
Архангельское, сирень 2021 холст на картоне, масло 50х60
Бархотки 2010 холст на картоне, масло 50х40
Башмаки 2010 холст на картоне, масло 50х40
Белые пионы 2017 холст на картоне, масло 20х25
В Боровске 2015 бумага, уголь, сангина, мел 40х30
В ожидании праздника 2020 холст, масло 100х80
В Польше 2019 бумага, масляная пастель 20х30
Ваня 2005 холст на картоне, масло 40х30
Васильева 2012 холст на картоне, масло 30х40
Гортензия 2019 холст на картоне, масло 70х50
Гортензия в синей вазе 2015 холст, масло 42х57
Гортензия со сливами 2018 холст на картоне, масло 40х30
Девочки в народных костюмах 2015 холст на картоне, масло 50х70
Дед 2016 бумага, уголь, мел 40х30
Елена Дмитриевна 2019 бумага, уголь, мел 40х30
Заступница усердная 2005 холст, масло 110х70
Зима в Васильевке 2012 бумага, смешанная техника 30х40
Золотая осень 2014 холст, масло 30х40
Золотые шары 2017 холст на картоне, масло 40х30
Ипатьевский монастырь 2006 холст, масло 20х30
Кострома, гостиный двор 2006 холст, масло 40х60
Крестный ход в Бретани 2006 холст, масло 50х70
Крымское солнце 2018 холст на картоне, масло 30х20
Летний букет 2017 холст на картоне, масло 40х30
Лилии 2012 холст на картоне, масло 90х60
Листопад 2020 холст на картоне, масло 35х40
Максим 2021 холст на картоне, масло 30х20
Мама 2021 бумага, графические материалы 40х30
МИГ-17 2021 бумага, масляная пастель 20х30
Михайловское 2019 бумага, масляная пастель 20х30
Мураново, главный дом 2020 холст на картоне, масло 60х60
На даче 2016 холст на картоне, масло 40х30
На подворье в Талицах 2002 холст на картоне, масло 50х70
На ступеньках 2006 холст, масло 50х40
Натюрморт с кларнетом 2018 холст на картоне, масло 25х30
Натюрморт с сиренью 2016 холст, масло 30х40
Наш лагерь в Михайловское 2018 бумага, масляная пастель 30х40
Наш урожай 2014 холст на картоне, масло 40х50
Новый Иерусалим 2005 холст, масло 50х40
Новый храм 2018 холст на картоне, масло 30х20
Одуванчики 2020 холст на картоне, масло 30х20
Перед исповедью 2001 холст, масло 80х60
Петрова 2016 бумага,, уголь, сангина, мел 40х30
Пионы распускаются 2012 холст на картоне, масло 50х70
Подольск уходящий 2020 холст, масло 40х60
Покровский монастырь 2016 бумага, уголь, сангина, мел 40х30
Полевые цветы 2017 холст на картоне, масло 30х30
Портрет монахини 2016 холст на картоне, масло 60х40
После службы 2002 холст на картоне, масло 40х60
Прачечная в Мураново 2020 холст на картоне, масло 40х60
Проповедь 2001 холст, масло 40х50
Прощание с Крымом 2018 холст на картоне, масло 20х30