Приглашаем вас на выставку работ художника Светланы Сараевой «Пески времени»...
Ассоциативно с названием выставки перед нами сразу же всплывает образ песочных часов и текущее свозь узкое, тонкое горлышко стеклянной воронки - время. Наблюдатель со стороны видит количество просочившихся песчинок, олицетворяющих собой секунды, минуты, возможно года, столетия, если мы говорим о человеческих жизнях, поколениях, эпохах, да и о мире в целом.
Художник - это тот самый наблюдатель, который делает некий стоп-кадр какого-то события или мгновения. Это мгновение, либо предмет, олицетворяющий данный миг, всегда несет в себе эмоциональный посыл, личную реакцию самого художника. Это могут быть образы девушек, сидящих на окне с чашкой кофе в руках, либо очаровательные предметы быта, милые сердцу обитателям дома, либо танцоры, олицетворяющие красоту природы человеческого тела.
Все это всего лишь стоп-кадр из жизни. Мгновения, которые застынут на века...
Вглядываясь в картины Светланы Викторовны Сараевой, явственно чувствуешь, как творческий путь художницы видоизменялся с течением времени. За живописными полотнами видится сложная и многогранная женская судьба, со взлётами и падениями, радостями и горестями. От ранних романтичных и по-детски непосредственных работ художница со временем переходит к сложным, актуальным темам, её работы приобретают политический и экологический подтекст, апеллируют к непосредственно разворачивающейся перед нами реальности.
Приходите к нам знакомиться с творчеством Светланы Сараевой.
Сараева Светлана Викторовна
родилась 6 января 1975 г. в Улан-Удэ Бурятской АССР. С 1988 проживает в Москве.
Образование: МГИМО РФ, Академия Международного Бизнеса, Московский Государственный Институт Управления - Степень Магистр (финансовый менеджмент).
Предприниматель. Трудовая деятельность с 1998 года.
Выставочная деятельность как художника с 2006 года - московская государственная галерея Тушино. Участник художественных выставок в России и за рубежом. Председатель РОО Объединение художников Голос искусства с 2008 г. по 2021 г. Зам. Председателя РОО Объединение художников Голос искусства с 2021 г.
«...Я, конечно же, указала не все мои предприятия и трудовую деятельность, она слишком большая. В основном торговля, работа в крупных компаниях и производственная деятельность. Была директором фабрики по производству алмазов с 1997г. по 2001г., имею диплом оценщика. С 2006г. по 2014г. моя фирма занималась торговлей книгопечатной продукцией всех ведущих издательств Москвы, в том числе канцтоваров ведущих производителей. Но сейчас для меня важно сказать только о том, что касается моего творчества».
«Отражение граней времени в картинах Светланы Сараевой».
... В данном материале хочу обратить ваше внимание на работы художника, Светланы Викторовны Сараевой, Председателя РОО «Объединение художников «Голос искусства», участника выставок в России и за рубежом. Предлагаю вместе с вами повнимательнее рассмотреть её живопись и попытаться понять, что эти работы могут сказать каждому из нас в столь сложный исторический период.
Сама Светлана Викторовна отмечает, что её картины - отражение граней времени. С этим сложно поспорить. Ранние работы художницы преисполнены романтизма и мечтательности, таят в себе загадку, отсылают к творчеству «мирискустников» и «Голубой Розы», поздние - погружают в настоящее и отображают рефлексию автором непростых событий и проблем современности. Такая трансформация в рамках творчества одного художника показательна и отражает путь видоизменения искусства и общества в целом. Время и обстоятельства не оставляют нам выбора, от романтичных фантазий переводят наш взгляд, на то, что происходит прямо сейчас рядом с нами. Такова, кстати, была и судьба многих художников рубежа XIX-XX веков, перешедших от отображения на холсте мечтательных надмирных фантазий к непосредственному изображению действительности. Константин Юон, писавшей ранее пейзажи с церковными куполами пишет свою грандиозную «Новую планету», Казимир Малевич, Исаак Бродский, Борис Кустодиев и многие другие кардинально меняют темы своего творчества. Вышеозначенному принципу подчинена и структура этой статьи. Сперва мы рассмотрим романтические картины художницы, а затем переместимся к более поздним работам.
На ранних работах Светланы Викторовны преобладают насыщенные эмоциями женские образы. Как будто ряд автопортретов, личностей, сущностей художницы, воплощаются в разных декорациях, но выражают одну и туже, но с разными оттенками эмоцию. Художник часто изображает своих героев со спины, что придаёт картинам ещё больше загадочности и недосказанности. Их лица повёрнуты и скрыты, делая фигуру человека на картине более обобщённой, лишённой личностных черт. Здесь важна не конкретная личность, а ощущение, чувство, которое художник отображает на картинах, используя сочетание тонов, цветов и символичных образов.
Молодая девушка-тинейджер, сидя на подоконнике, смотрит на закат над огромным современным городом, провожая уходящий день жестом прислонённой к стеклу руки. Она одета в современный чёрный костюм и ботинки, напоминая этим персонажей «Матрицы», олицетворяя молодость и будущее, однако на противоположном здании расположено светящееся табло с цифрой 451 (отсылка к названию антиутопии Р. Брэдбери) Тему романтизма, только в совсем других декорациях, продолжает портрет девушки в белой кофте на подоконнике. Её поза романтична и задумчива, рядом остывает кружка горячего кофе, а старые дома на фоне создают ощущение мечтательности и сказочности происходящего. Похожую атмосферу конструирует и портрет девочки в розовом платье с кружевами, на фоне роскошного балкона и богатого особняка за ним. Эта картина, пожалуй, одна из самых романтичных и ностальгических, отсылает зрителя к творчеству Бенуа и его сподвижников, работавших в подобной гамме и стремящихся передать сходное чувство романтической ностальгии. Отмечу, что во всех трёх работах художницы прослеживается также общий мотив отделённости от мира, взгляда на него как бы извне, из скорлупы защищённого и стабильного пространства дома. Эта защищённость сходит на нет на картине, изображающей девушку на стуле. Полотно выражает беззащитное отчаяние и скорбь, и является одной из самых сильных работ художницы в плане эмоционального воздействия. Лицо девушки всё так же скрыто, но стекла и дома, способного оградить её от опасностей уже нет, а сплетение пальцев едва ли способно защитить от надвигающейся или уже произошедшей катастрофы. Тьма окутывает картину, а яркие световые контрасты отсылают к «Скорбящей Марии Магдалине» Жоржа де Латура. Это не единственная картина Светланы Викторовны, которой присуща атмосфера мрачного нуара. Она явственно ощущается на портрете женщины в чёрном платье с открытой спиной, или изображённой в тёмных тонах со спины обнажённой женской фигуре. Понятие нуара в живописи не столь проработано, как в кинематографе, однако по отношению к некоторым работам художницы его употребление мне кажется более чем подходящим. Именно слово «noir», дословно переводимое с французского как «чёрный» как нельзя точно передаёт атмосферу сомнений, внутренних монологов, эстетичного слияния задумчивой поэзии и мрачного реализма.
Из многочисленных портретов художницы особенного внимание также достоин портрет женщины в чёрно-белом трико. Здесь чувствуется осознанное или же подсознательное влияние на творчество автора картин периода соцреализма, в какой-то степени творчества Зинаиды Серебряковой, но в особенности «Кондукторши» Александра Самохвалова, названной впоследствии «Советской Джокондой». Тот же чёрно-белый контраст в одежде, та же тяжеловесная, излучающая здоровье красота, подчёркиваемая высоким мощным табуретом и чёрными лаковыми туфлями. Даже во взгляде женщин на обеих картинах можно уловить что-то общее.
Одна из излюбленных тем художницы - танец, - древнейшее из искусств. Напряжённость мускулов, совершенство форм, ритмичность поз, выхваченных взглядом живописца и зафиксированных на холсте, замерших на секунду, но навеки отпечатавшихся в памяти художника. Вот пара танцует танго, чувственный и прекрасный танец, зародившийся когда-то в портовых городах Аргентины, и обаявший весь мир своей экспрессивной притягательностью. Темноволосый мужчина в костюме и белоснежной рубашке и сексапильная блондинка в чёрном атласном платье, открывающем спину и ноги. «Танго - это прямое выражение того, что поэты часто стараются выразить в словах: вера в то, что борьба может быть радостью» - писал аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес. Эту же мысль, кажется, транслирует и работа художницы. Пара сблизилась, чтобы снова отдалиться, танцор прижимает партнёршу к себе, обхватывая руками её обнажённую спину, но через секунду выверенным движением отпустит, чтобы борьба и единение продолжались, соответствуя сложным правилам танца. На фоне тут и там вокруг разбросаны испанские слова «Tango», «Postura», «Equilibrio», «Contact» («Танго», «ось», «баланс», «контакт»), подчёркивающие экспрессию происходящего на холсте.
Схожее настроение имеет вся серия картин с изображением танцоров. Изначально работы были выполнены для оформления танцевальной студии, но проект не получил реализации, и полотна обрели самостоятельную жизнь. Оказалось, что они воспринимаются вполне целостно и независимо сами по себе, вне того или иного пространства: вот мускулистый темнокожий мужчина поднимает на своих руках не менее атлетически сложенную белую женщину; вот танцор и танцовщица со взаимным доверием друг к другу, спина к спине исполняют сложную поддержку... В этих работах ещё больше чувствуется сила и напряжённость, чёткость и выверенность поз, являющейся результатом долгих репетиций и упорного физического труда. Гегельянец скажет - единство и борьба противоположностей, даос - взаимосвязь «инь» и «ян», и оба, пожалуй, не погрешат против истины. Особенно примечательно грандиозное прямоугольное полотно, композиционно разделённое на три части. Посредине - знакомая уже нам тема единства и борьбы двух прекрасных танцоров - мужчины и женщины; они одновременно отталкивают и поддерживают друг друга. Слева, застывший в величественной позе, мускулистый танцор, напоминающий высеченного из мрамора атланта и демонстрирующий торжественную красоту и нежность укрощённой силы. Своим жестом он обращает наше внимание на пару в центре, и, вместе с тем, галантно приглашает станцевать вместе с ним. Справа женская фигура танцовщицы в характерной для балета позе, с высоко поднятой ногой. Её взгляд обращён куда-то вдаль, вся её фигура стремится прочь и от танцующей пары, и от галантного атлета, и от зрителя. Куда направлено её движение и мысли? Какой танец суждено станцевать ей? - остаётся для зрителя неразгаданной тайной. Эта фигура отсылает нас к ещё одной работе цикла, изображающей балерину, замершую в шаткой и неустойчивой позе. Взгляд её устремлён далеко на верх, а тело кажется таким лёгким, что вот-вот воспарит. Помимо частого в работах художницы ощущения загадочности, полотну не чужда и некоторая реалистичность. Балерина здесь - не только символ, но и вполне материальный человек, с сильным, закалённым тренировками телом. Ещё в более неустойчивой позе находится герой другой картины - акробат, парящий в воздухе, летящий вниз с огромной высоты, но излучающий абсолютное спокойствие, принятие и романтичную мечтательность. Он молод, открыт и чувственен. Юноша не боится высоты и смерти, но уверен в том, что его подхватят чьи-то сильные руки. Он весь во власти ощущения потока воздуха, касающегося его обнажённого до пояса тела, а потому ему не нужен взгляд, и его глаза закрыты, пусть даже на него направлен свет рампы и, возможно, тысячи взоров зрителей.
Отдельного внимания заслуживают натюрморты художницы. Их композиция тщательно продумана, а каждый предмет размещён неслучайно. На одном натюрморте собраны металлические предметы кухонной утвари, сияющие единым тусклым матовым блеском, на другом - хлебное изобилие, навевающее запах горячей выпечки, на третьем - чашка ароматного утреннего кофе, с аппетитными круассанами и свежими ягодами, отсылающими в атмосферу тёплого летнего утра.
В более поздних работах всё ярче прослеживается гражданская позиция художницы. Дух времени обязывает перенаправить творческую оптику от романтичной мечтательности и загадочности к непростой и вопиющей реальности...
... Гражданская позиция художника, её вовлечённость в проблемы страны и мира явственно отображена в работах на тему экологии. В частности, инсталляция «Деревянная ёлка» «Керосинка», «ТЭЦ». В 2019 году художница проводила выставку, посвящённую экологическим катастрофам Сибири.
Вглядываясь в картины Светланы Викторовны Сараевой, явственно чувствуешь, как творческий путь художницы видоизменялся с течением времени. За живописными полотнами видится сложная и многогранная женская судьба, со взлётами и падениями, радостями и горестями. От ранних романтичных и по-детски непосредственных работ художница со временем переходит к сложным, актуальным темам, её работы приобретают политический и экологический подтекст, апеллируют к непосредственно разворачивающейся перед нами реальности. Этот поворот символичен и отражает стремительный ход времени, согласуясь с динамикой русского общества в целом. Хочется верить, что на этой печальной ноте творческий путь художницы не оборвётся, а будет и дальше направлять зрителей к новым темам и смыслам, как не остановится и развитие русской культуры, которая позволит преодолеть раскол в обществе и поведёт его к новым горизонтам...