Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Сараева Светлана

        Выставка   «ПЕСКИ ВРЕМЕНИ» 

Приглашаем вас на выставку работ художника Светланы Сараевой «Пески времени»...

        Ассоциативно с названием выставки перед нами сразу же всплывает образ песочных часов и текущее свозь узкое, тонкое горлышко стеклянной воронки - время. Наблюдатель со стороны видит количество просочившихся песчинок, олицетворяющих собой секунды, минуты, возможно года, столетия, если мы говорим о человеческих жизнях, поколениях, эпохах, да и о мире в целом.

        Художник - это тот самый наблюдатель, который делает некий стоп-кадр какого-то события или мгновения. Это мгновение, либо предмет, олицетворяющий данный миг, всегда несет в себе эмоциональный посыл, личную реакцию самого художника. Это могут быть образы девушек, сидящих на окне с чашкой кофе в руках, либо очаровательные предметы быта, милые сердцу обитателям дома, либо танцоры, олицетворяющие красоту природы человеческого тела.

        Все это всего лишь стоп-кадр из жизни. Мгновения, которые застынут на века...

        Вглядываясь в картины Светланы Викторовны Сараевой, явственно чувствуешь, как творческий путь художницы видоизменялся с течением времени. За живописными полотнами видится сложная и многогранная женская судьба, со взлётами и падениями, радостями и горестями. От ранних романтичных и по-детски непосредственных работ художница со временем переходит к сложным, актуальным темам, её работы приобретают политический и экологический подтекст, апеллируют к непосредственно разворачивающейся перед нами реальности.

        Приходите к нам знакомиться с творчеством Светланы Сараевой.

 

 

Сараева Светлана Викторовна 

родилась 6 января 1975 г. в Улан-Удэ Бурятской АССР.
С 1988 проживает в Москве.

Образование: МГИМО РФ, Академия Международного Бизнеса,
Московский Государственный Институт Управления - Степень Магистр (финансовый менеджмент).

Предприниматель. Трудовая деятельность с 1998 года.

 Выставочная деятельность как художника с 2006 года - московская государственная галерея Тушино.
Участник художественных выставок в России и за рубежом.
Председатель РОО Объединение художников Голос искусства с 2008 г. по 2021 г.
Зам. Председателя   РОО Объединение художников Голос искусства с 2021 г.

      «...Я, конечно же, указала не все мои предприятия и трудовую деятельность, она слишком большая. В основном торговля, работа в крупных компаниях и производственная деятельность. Была директором фабрики по производству алмазов с 1997г. по 2001г., имею диплом оценщика. С 2006г. по 2014г. моя фирма занималась торговлей книгопечатной продукцией всех ведущих издательств Москвы, в том числе канцтоваров ведущих производителей.
      Но сейчас для меня важно сказать только о том, что касается моего творчества».

 

«Отражение граней времени в картинах Светланы Сараевой». 

            ... В данном материале хочу обратить ваше внимание на работы художника, Светланы Викторовны Сараевой, Председателя РОО «Объединение художников «Голос искусства», участника выставок в России и за рубежом. Предлагаю вместе с вами повнимательнее рассмотреть её живопись и попытаться понять, что эти работы могут сказать каждому из нас в столь сложный исторический период.

           Сама Светлана Викторовна отмечает, что её картины - отражение граней времени. С этим сложно поспорить. Ранние работы художницы преисполнены романтизма и мечтательности, таят в себе загадку, отсылают к творчеству «мирискустников» и «Голубой Розы», поздние - погружают в настоящее и отображают рефлексию автором непростых событий и проблем современности. Такая трансформация в рамках творчества одного художника показательна и отражает путь видоизменения искусства и общества в целом. Время и обстоятельства не оставляют нам выбора, от романтичных фантазий переводят наш взгляд, на то, что происходит прямо сейчас рядом с нами. Такова, кстати, была и судьба многих художников рубежа XIX-XX веков, перешедших от отображения на холсте мечтательных надмирных фантазий к непосредственному изображению действительности. Константин Юон, писавшей ранее пейзажи с церковными куполами пишет свою грандиозную «Новую планету», Казимир Малевич, Исаак Бродский, Борис Кустодиев и многие другие кардинально меняют темы своего творчества. Вышеозначенному принципу подчинена и структура этой статьи. Сперва мы рассмотрим романтические картины художницы, а затем переместимся к более поздним работам.

            На ранних работах Светланы Викторовны преобладают насыщенные эмоциями женские образы. Как будто ряд автопортретов, личностей, сущностей художницы, воплощаются в разных декорациях, но выражают одну и туже, но с разными оттенками эмоцию. Художник часто изображает своих героев со спины, что придаёт картинам ещё больше загадочности и недосказанности. Их лица повёрнуты и скрыты, делая фигуру человека на картине более обобщённой, лишённой личностных черт. Здесь важна не конкретная личность, а ощущение, чувство, которое художник отображает на картинах, используя сочетание тонов, цветов и символичных образов.

            Молодая девушка-тинейджер, сидя на подоконнике, смотрит на закат над огромным современным городом, провожая уходящий день жестом прислонённой к стеклу руки. Она одета в современный чёрный костюм и ботинки, напоминая этим персонажей «Матрицы», олицетворяя молодость и будущее, однако на противоположном здании расположено светящееся табло с цифрой 451 (отсылка к названию антиутопии Р. Брэдбери) Тему романтизма, только в совсем других декорациях, продолжает портрет девушки в белой кофте на подоконнике. Её поза романтична и задумчива, рядом остывает кружка горячего кофе, а старые дома на фоне создают ощущение мечтательности и сказочности происходящего. Похожую атмосферу конструирует и портрет девочки в розовом платье с кружевами, на фоне роскошного балкона и богатого особняка за ним. Эта картина, пожалуй, одна из самых романтичных и ностальгических, отсылает зрителя к творчеству Бенуа и его сподвижников, работавших в подобной гамме и стремящихся передать сходное чувство романтической ностальгии. Отмечу, что во всех трёх работах художницы прослеживается также общий мотив отделённости от мира, взгляда на него как бы извне, из скорлупы защищённого и стабильного пространства дома. Эта защищённость сходит на нет на картине, изображающей девушку на стуле. Полотно выражает беззащитное отчаяние и скорбь, и является одной из самых сильных работ художницы в плане эмоционального воздействия. Лицо девушки всё так же скрыто, но стекла и дома, способного оградить её от опасностей уже нет, а сплетение пальцев едва ли способно защитить от надвигающейся или уже произошедшей катастрофы. Тьма окутывает картину, а яркие световые контрасты отсылают к «Скорбящей Марии Магдалине» Жоржа де Латура. Это не единственная картина Светланы Викторовны, которой присуща атмосфера мрачного нуара. Она явственно ощущается на портрете женщины в чёрном платье с открытой спиной, или изображённой в тёмных тонах со спины обнажённой женской фигуре. Понятие нуара в живописи не столь проработано, как в кинематографе, однако по отношению к некоторым работам художницы его употребление мне кажется более чем подходящим. Именно слово «noir», дословно переводимое с французского как «чёрный» как нельзя точно передаёт атмосферу сомнений, внутренних монологов, эстетичного слияния задумчивой поэзии и мрачного реализма.

            Из многочисленных портретов художницы особенного внимание также достоин портрет женщины в чёрно-белом трико. Здесь чувствуется осознанное или же подсознательное влияние на творчество автора картин периода соцреализма, в какой-то степени творчества Зинаиды Серебряковой, но в особенности «Кондукторши» Александра Самохвалова, названной впоследствии «Советской Джокондой». Тот же чёрно-белый контраст в одежде, та же тяжеловесная, излучающая здоровье красота, подчёркиваемая высоким мощным табуретом и чёрными лаковыми туфлями. Даже во взгляде женщин на обеих картинах можно уловить что-то общее.

            Одна из излюбленных тем художницы ­- танец, - древнейшее из искусств. Напряжённость мускулов, совершенство форм, ритмичность поз, выхваченных взглядом живописца и зафиксированных на холсте, замерших на секунду, но навеки отпечатавшихся в памяти художника. Вот пара танцует танго, чувственный и прекрасный танец, зародившийся когда-то в портовых городах Аргентины, и обаявший весь мир своей экспрессивной притягательностью. Темноволосый мужчина в костюме и белоснежной рубашке и сексапильная блондинка в чёрном атласном платье, открывающем спину и ноги. «Танго - это прямое выражение того, что поэты часто стараются выразить в словах: вера в то, что борьба может быть радостью» - писал аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес. Эту же мысль, кажется, транслирует и работа художницы. Пара сблизилась, чтобы снова отдалиться, танцор прижимает партнёршу к себе, обхватывая руками её обнажённую спину, но через секунду выверенным движением отпустит, чтобы борьба и единение продолжались, соответствуя сложным правилам танца. На фоне тут и там вокруг разбросаны испанские слова «Tango», «Postura», «Equilibrio», «Contact» («Танго», «ось», «баланс», «контакт»), подчёркивающие экспрессию происходящего на холсте.

            Схожее настроение имеет вся серия картин с изображением танцоров. Изначально работы были выполнены для оформления танцевальной студии, но проект не получил реализации, и полотна обрели самостоятельную жизнь. Оказалось, что они воспринимаются вполне целостно и независимо сами по себе, вне того или иного пространства: вот мускулистый темнокожий мужчина поднимает на своих руках не менее атлетически сложенную белую женщину; вот танцор и танцовщица со взаимным доверием друг к другу, спина к спине исполняют сложную поддержку... В этих работах ещё больше чувствуется сила и напряжённость, чёткость и выверенность поз, являющейся результатом долгих репетиций и упорного физического труда. Гегельянец скажет - единство и борьба противоположностей, даос - взаимосвязь «инь» и «ян», и оба, пожалуй, не погрешат против истины. Особенно примечательно грандиозное прямоугольное полотно, композиционно разделённое на три части. Посредине - знакомая уже нам тема единства и борьбы двух прекрасных танцоров ­- мужчины и женщины; они одновременно отталкивают и поддерживают друг друга. Слева, застывший в величественной позе, мускулистый танцор, напоминающий высеченного из мрамора атланта и демонстрирующий торжественную красоту и нежность укрощённой силы. Своим жестом он обращает наше внимание на пару в центре, и, вместе с тем, галантно приглашает станцевать вместе с ним. Справа женская фигура танцовщицы в характерной для балета позе, с высоко поднятой ногой. Её взгляд обращён куда-то вдаль, вся её фигура стремится прочь и от танцующей пары, и от галантного атлета, и от зрителя. Куда направлено её движение и мысли? Какой танец суждено станцевать ей? - остаётся для зрителя неразгаданной тайной. Эта фигура отсылает нас к ещё одной работе цикла, изображающей балерину, замершую в шаткой и неустойчивой позе. Взгляд её устремлён далеко на верх, а тело кажется таким лёгким, что вот-вот воспарит. Помимо частого в работах художницы ощущения загадочности, полотну не чужда и некоторая реалистичность. Балерина здесь ­- не только символ, но и вполне материальный человек, с сильным, закалённым тренировками телом. Ещё в более неустойчивой позе находится герой другой картины - акробат, парящий в воздухе, летящий вниз с огромной высоты, но излучающий абсолютное спокойствие, принятие и романтичную мечтательность. Он молод, открыт и чувственен. Юноша не боится высоты и смерти, но уверен в том, что его подхватят чьи-то сильные руки. Он весь во власти ощущения потока воздуха, касающегося его обнажённого до пояса тела, а потому ему не нужен взгляд, и его глаза закрыты, пусть даже на него направлен свет рампы и, возможно, тысячи взоров зрителей.

            Отдельного внимания заслуживают натюрморты художницы. Их композиция тщательно продумана, а каждый предмет размещён неслучайно. На одном натюрморте собраны металлические предметы кухонной утвари, сияющие единым тусклым матовым блеском, на другом - хлебное изобилие, навевающее запах горячей выпечки, на третьем - чашка ароматного утреннего кофе, с аппетитными круассанами и свежими ягодами, отсылающими в атмосферу тёплого летнего утра.

            В более поздних работах всё ярче прослеживается гражданская позиция художницы. Дух времени обязывает перенаправить творческую оптику от романтичной мечтательности и загадочности к непростой и вопиющей реальности...

            ... Гражданская позиция художника, её вовлечённость в проблемы страны и мира явственно отображена в работах на тему экологии. В частности, инсталляция «Деревянная ёлка» «Керосинка», «ТЭЦ». В 2019 году художница проводила выставку, посвящённую экологическим катастрофам Сибири.

            Вглядываясь в картины Светланы Викторовны Сараевой, явственно чувствуешь, как творческий путь художницы видоизменялся с течением времени. За живописными полотнами видится сложная и многогранная женская судьба, со взлётами и падениями, радостями и горестями. От ранних романтичных и по-детски непосредственных работ художница со временем переходит к сложным, актуальным темам, её работы приобретают политический и экологический подтекст, апеллируют к непосредственно разворачивающейся перед нами реальности. Этот поворот символичен и отражает стремительный ход времени, согласуясь с динамикой русского общества в целом. Хочется верить, что на этой печальной ноте творческий путь художницы не оборвётся, а будет и дальше направлять зрителей к новым темам и смыслам, как не остановится и развитие русской культуры, которая позволит преодолеть раскол в обществе и поведёт его к новым горизонтам...

Александр Золотарев

Октябрь 2022

Видео с открытия выставки      

 

ФОТОРЕПОРТАЖ с выставки >>>

 


451_2019 холст, акрил 120х90

1984-22_2022 холст, масло 80х100

Cafe neon 2018 холст, масло 60х40

Off-line 2018 холст, масло 80х100

Press wall 2021 холст, масло 80х60

Vivat balet 2017 холст, масло 120х80

Бабочки 2015 холст, масло 80х90

Без названия 2014 холст, масло 80х60

Букет в корзине 2008 холст, масло 55х50

главКкино 2019 холст, масло 195х295

Дашенька 2010 холст, масло 125х90

Девушка в кокошнике 2007 холст, масло 70х60

Девушка с красной помадой 2014 холст, масло 70х60

Душа 2022 холст, масло 80х60

Жёлтый натюрморт 2021 холст, масло 40х50

Зимняя стужа 2019 холст, масло 70х50

Императорский фарфор и чайная роза 2018 холст, масло 30х40

Индийский танец 2021 холст, масло 80х60

Инь и Ян 2014 холст, масло 100х150

Касса 2022 холст, масло 100х100

Керосинка 2021 холст, масло 80х120

Коньки 2022 холст, масло 40х50

Коньки 2022 холст, масло 40х50_

Копия фламандского мастера 2005 холст, масло 45х35

Кукурузная булка 2019 холст, масло 30х40

Лилии 2013 холст, масло 70х60

Московский парк 2021 холст, масло 80х120

Муся 2005 холст, масло 33х24

Натюрморт с инсталяцией 2018 холст, масло 50х40

Нациссы 2021 холст, масло 70х80

Обложка к книге Д.Оруэлла 2022 холст, масло 145х195

Окна 2017 холст, масло 80х60

Пара 2016 холст, масло 100х150

Пески времени 2021холст, масло 70х100

Полёт 2016 холст, масло 70х100

Пригласи себя на чай 2019 холст, масло 60х80

Ретро 2016 холст, масло 80х70

Ретроспектива 2017 холст, масло 110х260

Роза в бокале 2005 холст, масло 25х20

Собачка 2005 холст, масло 30х40

Старый двор 2015 холст, масло, паста 60х50

Стиль ретро 2022 холст, масло, акрил, паста 60х70

Сумрак ночи 2014 холст, масло 70х60

Супницы 2022 холст, масло, графитная краска, паста 55х70 из серии_Пески времени

Танго 2016 холст, масло 100х80

Танцовщица Арабского танца 2021 холст, масло 60х80

Телефон 2022 холст, масло 50х40

Телефон в 1940 год 2022 холст, масло, акрил, паста 60х80

ТЭЦ 2022 холст, масло 100х100

Французский кофе 2019 холст, масло 30х40

Цыганка 2015 холст, масло 100х80

Чайные розы 2019 холст, масло 40х50

Чапа 2005 холст, масло 35х30

Эко-ёлочка 2022 выжигание, роспись 170х90