Приглашаем к общению с автором и работами Сергея Владимировича Потапова - художника нонконформиста в проекте «Путь белых облаков». Выставка приурочена к 77-летию Сергея Владимировича и подводит итоги его многолетней творческой деятельности.
Сергей Потапов родился в Риге в 1947 году в семье архитектора. Окончил МВХПУ (бывшее Строгановское) в 1970 году, ученик Генриха Людвига (1893-1973) известного практика и теоретика архитектурного авангарда 20-30х годов, а также специалиста в области герменевтики символов. Под влиянием профессора Людвига Сергей Потапов разработал свой персональный стиль, который назвал Постсимволизм.
В 70-е годы Сергей Потапов, как художник нонконформист, принимает участие в квартирных выставках, а также в выставочном зале на Малой Грузинской 28. В1980 году в марте состоялась первая персональная выставка в Москве в ДК имени Курчатова, которую на третий день закрыли спецслужбы, так как в его концептуальных работах был усмотрен политический подтекст и мистицизм. В 1981 года был исключен из секции живописи Московского комитета художников графиков. В 1982 году он не рекомендуется молодежной секцией МОСХа к приему в члены Союза художников. Выставочная деятельность возобновляется в 1988 на выставке коллекции М.Я.Макаренко «Нонконформизм» в Georgetown University, Вашингтон, США. На этой выставке с работами Потапова познакомился крупнейший коллекционер нонконформизма Нортон Додж.
В 1988 году серию офортов «Перестройка» приобрел Ost-West Handelsbank, Germany. Потапов был принят в МОСХ только в 1988 году.
В 2018 году Сергей Потапов Лауреат премии «Visionary Art Award» в разделе «живопись» на Международном конкурсе в Москве, Кузнецкий мост, д. 11.
Основная тема постсимволического стиля Сергея Владимировича - столкновения физической и метафизической реальности, диалектика борьбы добра и зла, восхождение души к трансцендентальной сущности, драматическое столкновение подлинного и иллюзорного в сознании человека. Эти задачи художник решает через символ, оперируя как персональной новацией в области формообразования и семантики, так и отсылкой к традиции использования символа в культуре.
На выставке будут представлены 95 работ из авторских циклов «Пути странствия души», «Метафизическая Антропология», «Миф в стиле постсимволизма», «Странники, поэты, музы».
Ждем вас на вернисаже 18 июля 2024 года в 18:30.
Вход на вернисаж по приглашению или аккредитации для СМИ.
Выставка работает с 18 июля по 18 августа 2024г. ежедневно с 10.00 до 20.00 (без выходных и перерывов), вход свободный.
Наши контакты: Москва, Чистопрудный бульвар, дом 5, здание Делового центра ТПП (вход со стороны Гусятникова переулка); проезд: станция метро Чистые пруды.
Будьте в курсе событий, подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях, получайте там информацию о выставках, проводимых экскурсиях, встречах с художниками и искусствоведами https://vk.com/cleargallery; https://t.me/cleargallery
Сергей Владимирович Потапов - художник-график.
Родился в 1947 году в Риге, в семье архитектора.
Дед Емельян - офицер царской армии, улан, погиб до начала смуты 1917 года. Дед по линии матери - Франц Брауэр из местечка Бухов под Люблиным (Польша), художник по стеклу, стеклодув-виртуоз. Последние годы жизни работал в г. Борисов (Белоруссия) на стекольном заводе. Погиб в застенках НКВД в 1937 году. Работе с красками Сергей учился у отца Владимира Емельяновича Потапова, архитектора. Помимо архитектурного образования Владимир Емельянович учился в Ленинграде в Академии художеств до призыва на военную службу в 1934 году офицером в инженерные войска.
В 1965 - 1970 годы Сергей учился в высшем Художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском) на факультете художественного конструирования. В Строгановке он познакомился с профессором Генрихом Людвигом Маврикиевичем (1893-1973), который открыл ему мир символов. Его учитель - известный архитектор, теоретик и практик архитектурного авангарда. В 1937 году Людвиг был репрессирован и отсидел в Сталинских лагерях до 1956 года. Он выжил в жестоких условиях лагерей благодаря своим эзотерическим знаниям. Вдобавок его щадили за то, что он лечил начальников лагерей и их жен с помощью тибетской медицины. Выйдя на свободу, Людвиг создал лекционный курс «Символика в мировой культуре», который преподавал в Строгановке. Вел факультативный курс «Герменевтика символов», который был не очень популярен, на занятия ходило не более семи студентов, в том числе и Сергей Потапов. Для него, вдумчивого студента, ищущего свой путь в творчестве, этот курс и сама личность Учителя имели основополагающее значение для его дальнейшего творчества. Генрих Людвиг, человек глубочайшей мудрости и опыта, посвящал студентов в тайный смысл древних пиктограмм, мифов, легенд. Общение с Людвигом привело Сергея Потапова к поискам персонального метода в символическом языке и в творчестве.
В 1970 году С. Потапов окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское).
На основе глубокого знания символического языка, полученного от своего учителя, Сергей Потапов развивает персональный художественный стиль, получивший название «Постсимволизм».
В 70-х годах Сергей Потапов присоединяется к движению нонконформизма, участвует в квартирных выставках. В 1972-1974 годах Сергей участвовал в создании первых московских перформансов с эксперемнальной хореографической группой «Движение» Валерия Мартынова на базе экспериментальной музыкальной студии музея Скрябина. Художник вместе с движущимися актерами выстраивал динамическую мандалу с помощью картин-мандал, формирующих периметр пространства-действия, выражающих определенные состояния сознания. С этой группой участвовал в праздновании столетия Николая Рериха в Театральном Музее им. Бахрушина, в октябре 1974 г. В январе 1975 года состоялась встреча со Святославом Рерихом в составе московской группы «Агни-йога». На встрече со Святославом Рерихом на вопрос Сергея, что делать дальше и как найти свой путь в творчестве, Рерих, посмотрев картины молодого художника, посоветовал: «Реализовывать и совершенствовать то, что уже осмыслено и довести это до логического завершения. А если будет исполнено честно, то далее будет продиктовано, что делать дальше».
В 1970-79 году работал в проектных институтах. Параллельно работал «в стол» над графическими и живописными работами. Первоначальный толчок к живописи на клеенках шел от Пиросмани. Концептуальный вектор - от манифеста Павла Филонова, напечатанного в чешском журнале «Vitvarne Umeny» (Прага) в 1967 году. Это прочтение привело к идее тотального сканирования в символическом языке разных планов мироздания через диапазон состояний сознания. Живописный язык клеенок шел от видения душевных состояний в наивном символическом истолковании - сфера мечты, счастья, радости, тревоги, к ментальным конструктам в концептуально-медитативном видении в измененных состояниях сознания.
1972-80 годы - изучение изотерической литературы, переводов. Концептуализирование символического языка в семантике и в формообразовании многочисленных экспериментальных работах на клеенках, холсте и в графических работах.
1977-81 год - участие в выставочной деятельности на Малой Гузинской, 28. С 1976 года он один из участников выставок МГКХГ художников неофициального искусства на Малой Грузинской, 28. Свою живопись относит к «пост-символизму» в отличие от символизма ХХ в. Творческий путь складывается, как особый «путь искания смысла» при создании собственной живописной структуры письма. Художнику свойственна игра ума как проявление высшего наслаждения интеллекта. Он один из самых значительных представителей поколения "отверженных 70-х".
В марте 1980 года состоялась первая персональная выставка в Москве в ДК имени Курчатова, которую на третий день закрыли спецслужбы КГБ, так как в его концептуальных работах был усмотрен политический подтекст, а также мистицизм.
В марте 1981 года последовало его исключение из секции живописи комитета художников графиков. В 1982 году он не рекомендуется молодежной секцией МОСХа к приему в члены Союза художников. В 1983 году совместно с Отари Кандауровым и аудиовизуальной группой «Медиум» реализовывал проект «Театра живописи».
1980 - 91 году работал во ВНИИТЭ в отделе теории (начальник отдела доктор искусствоведения С.О.Хан-Магамедов) под руководством доктора архитектуры А.В.Иконникова над темой «Формирование эстетических ценностей продуктов дизайна». Общался с сотрудниками отдела теории, лидером группы «Движение» архитектором-художником В.Колейчуком, искусствоведом, внуком Александра Родченко А. Лаврентьевым.
1980-89 годах прошли публикации Сергея Потапова в «Трудах технической эстетики» (сборники, сейчас представлены в Музее Дизайна в ГТГ), также был главным редактором в финальной коллективной монографии «Формирование эстетических ценностей продуктов дизайна», Стройиздат, 1990.
В 1988 году был принят в МОСХ (секция станковой графики) и вновь возобновляет свою выставочную деятельность.
Значительное число живописных и графических работ 70-х годов Сергея Потапова пропало в связи с арестом и посадкой (1979-86 год) первого коллекционера его работ поэта Игоря Губермана (издавал журнал «Евреи в СССР»), убийством в Москве Гарри Басмаджана в 1990 году (в его коллекции было более 80 работ художника), трагической гибели коллекционера М.Я. Макаренко в 2010 году в Нью-Йорке (более 60 живописных работ Потапова, судьба которых пока неизвестна), не возвращено с выставки и украдено более 25 работ галереей Андрея Чеснокова и Леонида Большого в Москве. Оказались проданными без ведома художника 2 работы, находившиеся в Музее современного русского искусства (Museum of Contemporary Russian Art) при директорстве Александра Глейзера в Джерси-Сити, США.
Основная тема работ 1980-2000 годов - космология пост-символизма, драматическая вселенная, тема странствия души в испытаниях, ожиданиях, надеждах, человеческих страстей в динамике трансформации и в преодолении. Тема восходящих и нисходящих потоков энергии в судьбах людей. Сквозная линия: проецирование в картинах визионерского свидетельства (медитация, религиозный опыт). Основной лейтмотив работ - борьба «Добра и Зла» в моделях постсимволического опыта видения.
В своих работах Сергей Потапов развивает персональный художественный стиль, "постсимволизм", опирающийся на традиции европейского символизма и русское культурно-историческое наследие.
Работы Сергея Владимировича Потапова находятся в музеях: Национальная галерея Будапешта; Музей Шато де Грюйер (Chateau de Gruyeres), г. Грюйер в Швейцарии; Международный Центр фантастического искусства; Collection des Hug - Коллекция Университетского госпиталя в Женеве; Коллекция Городского хосписа в Женеве; Музей Анастасии и Марины Цветаевых в г. Александрове; Музей нонконформизма Нади Брыкиной в Цюрихе и в Москве; в частных коллекциях в России, Австралии, Австрии, Бельгии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Германии, Голландии, Италии, Польше, Швеции, Великобритании, США, Канаде, ЮАР, Японии.
Выставки работ Сергея Потапова:
1973-74 -Перформансы с хореографической группой Валерия Мартынова в экспеременатльной, электронной студии при Музее им. Скрябина.
1974 октябрь - Перформанс с хореографической группой Валерия Мартынова в театральном Музее им. Бахрушина, посвященный столетию Н. Рериха.
1974-77 - участие в московских квартирных выставках.
1976 октябрь - принятие во вновь созданную секцию живописи при Московском городском комитете художников графиков - МГКХГ на Малой Грузинской 28. Принимал О. Рабин и В. Немухин.
1977 январь-февраль - участие в первой выставке секции живописи на Малой Грузинской д.28.
1977-81 - ежегодное участие в групповых выставках.
1980 март - Персональная выставка в ДК им. Курчатова. Закрыта КГБ на третий день.
1981 - исключение из секции живописи МГКХГ.
1982 - не рекомендован к поступлению в МОСХ из молодежной секции при просмотре работ.
1983-89 - организация однодневных выставок-вечеров неофициальных художников и композиторов в рамках проекта «Диалоги» в Доме архитекторов. Ведущий - доктор архитектуры А.В. Иконников
1987-88 - выставки-продажи картин и графики в кооперативе «Слово-Арт», Кутузовский пр., 22
1988 - приобретение тиража серии офортов «Перестройка» Ost-West Handelsbank, Germany.
1988 - выставка "Павел Филонов, Дмитрий Гриневич, Сергей Потапов. Три художника нонконформиста из России" из коллекции Михаила Макаренко в Джорджтаун Университете, Вашигнгтон.
1988-89 Приобретение живописи и графики галереей Гарри Басмаджан в Париже.
1989 - «Фанком». Первая выставка русского космизма, Одесса.
1995 - Выставка в Российском культурном центре. Будапешт.
1992-93 - Выставки в городах Швейцарии в коллекции галереи Натальи Потаповой, Женева.
1994-2002 - ежегодное участие в тематических выставках в Музее-замке Шато де Грюйер (Chateau de Gruyeres) в Швейцарии, Международный Центр фантастического искусства. Работа Потапова «Virgo» была приобретена музеем в 1995 году.
1994-2005 - Ежегодное участие в выставках в галерее «Геоид» (салоны в Манеже, ЦДХ, Москва)
1998 - Art Europe, Pal Expo, Женева, Швейцария.
2000 - Art Europe, Pal Expo, Женева, Швейцария.
2000 - Art Europe, Барселона, Испания.
2000 - Flandria Art, Гент, Бельгия.
2000 октябрь - персональная выставка в галерее Du Talent, Эшалан, Швейцария.
2002 сент - персональная выставка в галерее Du Talent, Эшалан, Швейцария.
2006 - Сергей Потапов - куратор и участник выставки, посвященная 30 летию первой выставки секции живописи и графики на М. Гузинской д.28, в галерее Валерия Дудакова.
2008 - выставка «Нонконформизм вчера и сегодня», галерея Der Kunst Raum, Вена, Австрия.
2008 - Art Insbruk в составе галереи Der Kunst Raum, Инсбрук, Австрия.
2008 август - выставка «Неофициальное искусство в СССР 1970-е гг.» в галерее «Даев переулок, 33». Организатор, участник и автор статьи в каталоге.
2010-19 - участие в выставочных проектах в галерее Нади Брыкиной, Цюрих- Москва.
2012 - конференция «Неофициальное искусство в СССР 1950-80е годы», Сергей Потапов автор статьи «Некоторые аспекты становления и развития неофициального искусства в СССР 1970-80-е годы», стр. 334 в сборнике «Неофициальное искусство в СССР 1950-80е годы», Москва, Букс Арт, 2014.
2015 - выставка живописи «Сергей Потапов и Александр Калугин», галерея «Романов», Москва.
2017 - персональная выставка в Чеховском культурном центре, Москва.
2017 - Куратор, участник выставки, посвященная 40-летию начала выставок секции живописи и графики на М. Гузинской, 28 в галерее «Крылатский орнамент», Москва.
2018 - Лауреат премии «Visionary Art Award», 2 место в разделе «живопись» на Международном конкурсе-выставке в Москве, Кузнецкий мост, д. 11.
2023 - персональная выставка Centre Medical de Vesenaz, Женева, Швейцария.
2023 март-апрель - выставка «Путь белых облаков» в салоне «Дом Лычагиной на Арбате», Москва.
Художник о своем методе.
«...Мое символическое и концептуальное видение композиции картины сложилось к 1968 году под влиянием лекций профессора Генриха Людвига "Герменевтика символов", которые он читал факультативно в Строгановке, где я тогда учился.
Известный архитектор авангарда 20-30 годов, Генрих Людвиг был человеком энциклопедических знаний, знаток древних языков, новатором в стройиндустрии, изобретателем. Работая над архитектурными объектами в 20-годах в Турции по приглашению Кемаля Ататюрка, занимался параллельно исследованием памятников хеттской культуры. Не сломленный годами репрессий (заключение с 37 по 56 год) передавал студентам 60-х годов свои знания о понимании мифа и символа в древних культурах, перемежая свои лекции рассказами о событиях лагерной жизни.
Так сложилось мое понимание драмы Бытия, подкрепленное памятью о пострадавших от репрессий в моей собственной семье.
Для меня композиция картины -это концептуальное конструирование символического образа мира, основанное на визионерском опыте.
Символическая картина - это окно в маршрут медитации, куда приглашается зритель, становящийся соавтором по мере его готовности. Я называл свой метод Постсимволизмом, считая себя продолжателем основной линии диалектики образности европейского символизма - любовь и смерть, добро и зло, свет и тьма....
Персонажи моих работ - странники в этом мире по пути в иной.
Основная тема - жизнь такого странника в системе параллельных миров, преодоление человеком замкнутых кругов сознания, в поисках выходов, спасения.
В 70- е годы была в основном разработана аксиоматика персонального символического языка картины, отображающая диалектику бытия сознания - восходящие и нисходящие потоки энергии, интенция и рефлексия, твердь, опора-пустота, провал, единое-иное, видимое-невидимое, мастер-муза, наслаждение-страдание, прием-отдача и т.д.
Странствие души - антропо-космическая тема в моем творчестве, проходящая через все десятилетия: 60-е, начало 70-х - философские дневники в графике.
Начало 70-х - наивно-романтическая серия на клеенках, вдохновленная провинциальными народными лубочно-рыночными картинами на клеенках 30-50 годов, посвященных теме красоты и мечты.
Середина 70-х - медитативная серия «Символизм мандалы», развивающий стилистику тибетских танок на шелке.
Конец 70-х - символизм архетипов как абстракция.
80-е - серия полотен «Предчувствие апокалипсиса» - предвидение краха СССР и последующих событий 90-х.
90-е - серии: "Поэт и муза", "Сквозные измерения", нулевые серия -"Мета история Москвы".
Десятые - центрированные и мандалоподобные композиции из серии "Восходящие и нисходящие, пути и переходы" основанные на религиозном опыте понимания места человека в мире земном и небесном.
Параллельно с живописью, как проекции внутреннего состояния, писались стихи в стиле верлибр "под диктовку тишины" (не публиковались)...»
О ПОСТСИМВОЛИЗМЕ СЕРГЕЯ ПОТАПОВА
Интервью с культурологом, кандидатом пед. наук
Ольгой Медведко к выставке «Путь Белых облаков»
в галерее «Дом Лычагиной», февраль-март 2023.
ОМ: - Ваша живопись отличается от всего того, что сейчас предлагается зрителям. Что для Вас картина, которую Вы создаете?
СП: - Для меня картина - визуальное философское размышление, окно в мироздание, со своей перспективой и точкой схода. Это всегда для меня - модель мироздания, маршрут медитации, предполагающей у зрителя внимания, умения всматриваться и удивляться миру.
ОМ: - А каков метод создания Ваших картин и когда он сформировался?
СП: - Метод создания картины - визионерский опыт, вслушивание в тишину и как результат этого вслушивания - формотворческая рефлексия. Мой визуальный опыт «перевода» многомерного мира на двухмерную плоскость картины основан на персональном языке символов, метафор, олицетворений. Визуальный синтаксис и семантика этого языка были сформированы в конце 1960-х - в начале 70-х годов.
ОМ: - Ваши работы относят к течению «постсимволизм». Что это и каковы его темы?
СП: - Стиль и метод постсимволизма продолжил на новой основе тематику классического символизма - драматизм бытия, борьба добра и зла, апокалиптика, душа человека в ее восходящих и нисходящих потоках энергии, мужское-женское, сфера мечты, надежды, судьбы, пути освобождения, спасения души. Предложена новая формообразующая парадигма в решении следующих тем: соприсутствие параллельных миров, странствие души в материальной, душевной и духовной сферах. Для меня эволюция творческого метода - опыт «вИдения» тишины сознания, через созерцание, медитацию, молитву. Переход от одной картины-окна к другой во времени - уточнение, настройка в визуальном методе моделирования, углублении и расширении смыслового поля модели, перехода сознания на новый этап. Этап умения смотреть, увидеть, услышать, понять.
Используется на сайте с разрешения Ольги Медведко и Сергея Потапова.