Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Кафенгауз Юрий

ЮРИЙ БЕРНГАРДОВИЧ КАФЕНГАУЗ

к 95-летию со дня рождения

 АВТОРСКУЮ ЭКСКУРСИЮ,

вход на которые в нашей,
открытой Обществу, галерее
всегда свободный,
28 января 2025, во вторник, в 18:30,
по выставке
Юрия Бернгардовича Кафенгауза
 проведёт
реставратор "Галереи на Чистых прудах", Артём Киракосов

!!! Просьба заявить о своем участии в экскурсии по телефону или WhatsApp: +7-985-784-01-89 Татьяна   

 

Анонс статьи Артема Киракосова

Выставка, открытая к 95-летию со дня рождения художника Юрия Бернгардовича Кафенгауза (1929, Москва - 2008, Москва) в "Галерее на Чистых прудах" - не может остаться без отклика, поскольку на ней есть, о чём поразмыслить, что обсудить, вникнув, так ведь? Родился в семье художников, сын не просто известного историка, но ученика импрессиониста Юона, племянник и воспитанник в искусстве с 15-летнего возраста знаменитой Звезды Русского Авангарда, Надежды Андреевны Удальцовой, выросший на картинах, которые висели на стенах его родительского дома, всех трёх сестёр Прудковских (девичьи фамилии трёх сестёр-художниц, из которых на слуху лишь Надежда Андреевна Удальцова), один из лучших студентов Александра Васильевича Куприна и Сергея Васильевича Герасимова, выпускник прославленного ВУЗ-а, Строгановки, его ведущего Отделения, Живописного, его ведущего Факультета, Монументального, в его судьбе участвовали Игорь Эммануилович Грабарь, Роберт Рафаилович Фальк, Гелий Михайлович Коржев, абрамцевские живописцы, заметные деятели науки, культуры и литературы ХХ-го века, Бажов и Эренбург, он - зеркало явлений, по крайней мере - яркий: "пятидесятник" с студенческой скамьи, напитавшийся Русской реалистической школы и традиции, "шестидесятник" как молодой живописец эпохи Оттепели, "семидесятник" - как монументалист, создавший классику стиля и приёма своего времени, технолог, показавший открывший, что горячие эмали - не только - прикладное и ювелирка, но в будущем техника масштаба и станковой чисто абстрактной живописи по металлу, скульптор, отказавшийся не просто от предметности, но и от знаковой условности, сведя окончательную форму к случайности вязке металлического полотна, полосы или проволоки. Он был скромен, тих, трудолюбив, очень честный перед собой и материалом, в котором трудился, и по всему поведению в жизни - достойный человек, самореализовавшийся полностью. А, вот ещё: художник остаётся в памяти, если верно и самоотверженно вели себя его близкие и родные при его жизни, но, куда важнее, после неё: наследие Художника уже через год по его кончине было каталогизировано, в 2009-ом издана его Монография, оно, в целом, изучено, но, хотя, не осмыслено, что пытаемся сделать сейчас, подано на 6-ти посмертных персональных выставках (это - при единственной персональной прижизненной), выпущены компакт-диски, создан сайт Художника, его жизнь и творчество - не "белая страница", известно главное в ней.

 

 

Юрий Кафенгауз

к 95-летию со дня рождения

живопись, графика, эмали

Юрий Кафенгауз (1929 - 2008) хорошо известен как советский и российский художник-монументалист, автор монументальных произведений для площадей и общественных зданий в городах  России и Туркменистана. В 1967 году при оформлении спортивного зала Дворца пионеров в Воркуте Юрий Кафенгауз впервые в СССР применил сочетание рельефа с мозаикой. Этот свой опыт он с успехом повторил в 1970 году при оформлении пандуса монумента в честь первооткрывателей алмазного месторождения в городе Мирный (Якутия). Крупные мозаичные произведения Юрия Кафенгауза в городе Мирный, а также в городе Мары (Туркменистан) получили высокую оценку искусствоведов, были признаны новаторскими для своего времени и занимают заслуженное место в фундаментальном труде В. П. Толстого - альбоме «Монументальное искусство СССР» (1978). Фотографии этих работ многократно публиковались в прессе.

Помимо крупных монументально-декоративных композиций, Юрий Кафенгауз писал натюрморты, пейзажи и портреты маслом, занимался графикой, в том числе книжной, экспериментировал с различными техниками (энкаустика, эпоксидные смолы, металл, горячие эмали). Для творчества художника характерны яркая цветовая палитра, энергичная манера письма, отсутствие стереотипов, смелые эксперименты с фактурой, формой, техникой и материалами.  Творческое наследие художника насчитывает порядка 200 работ. На нашей выставке представлено около 100 работ (станковая живопись, графика и эмали).

Живописные работы Юрия Кафенгауза чрезвычайно декоративны, насыщены жизнью, цветом и светом, отлично смотрятся в любом интерьере, оказывают мощное позитивное воздействие на зрителя. Среди живописных работ 60­­-х годов можно видеть портреты членов семьи и автопортреты художника, городские пейзажи и натюрморты. Более поздние произведения нередко посвящены темам войны, мира, познания и творчества - эти «вечные темы» волновали художника всю жизнь. Сочные звенигородские пейзажи и выразительные букеты цветов написаны в 90-х годах в академическом дачном поселке Мозжинка. Примечательно, что в станковой живописи Юрий Кафенгауз нередко обращался к композициям из двух, трех и более картин, каждая из которых имела право и на самостоятельное существование. Наиболее известные живописные работы Юрия Кафенгауза: «Лунатик» (холст, масло, темпера, 1961); «Коктебель» (холст, темпера, 1968), диптих «О войне» и «О мире» (холст, темпера, 1969); «Сосны на берегу у реки» (холст, масло, 1988); «Цветы» (холст, масло, 1990); триптих «Земля Звенигородская» (холст, масло, 1991); «Флоксы и яблоки» (холст, масло, 1993); триптих «Осень в Мозжинке» (холст, масло, 1995). Все перечисленные картины экспонировались на многих выставках, и будут представлены вновь. Последняя созданная художником композиция «Адам и Ева» (холст, масло, 2008), состоящая из семи картин, экспонируется впервые.

Среди графических работ на выставке будут представлены эскизы портретов к картине «Восстание декабристов на сенатской площади в 1825 году» (1955), книжная графика (1966), ряд портретов «Большие головы» (1972). Особое внимание обращает на себя эффектная серия цветных графических «Ню», выполненная в 1972 году.

Художник долгое время был увлечен техникой горячих эмалей и даже планировал выполнить в этой технике большую монументальную работу по оформлению фасада кабельного завода в городе Каменец-Подольск, однако по ряду причин эта работа так и не состоялась. Взяв за основу дулевские ювелирные эмали, используя химические реактивы, шаровую мельницу и муфельную печь Юрий Кафенгауз разработал собственную эмалевую палитру, которую с успехом применил при создании серии уникальных эмалевых картин, все они будут представлены на выставке. В мастерской художника остались сотни обожжённых в печи «эмалевых пробников» - черных и белых квадратных металлических пластинок с нанесенными на них яркими пятнами. Посетители выставки смогут выбрать себе такой «эмалевый пробник» как памятный сувенир о нашей выставке, приобрести альбом-каталог работ художника, а при желании купить и сами картины. 

 

 

 

Юрий Кафенгауз (28.12.1929 - 26.01.2008) - талантливый художник, обладающий своим неповторимым почерком. Для его творчества характерны яркая цветовая палитра, энергичная манера письма, отсутствие стереотипов, смелые эксперименты с фактурой, формой, техникой и материалами. Творческое наследие художника насчитывает более двухсот работ, среди которых станковая живопись, графика, эмали и монументальные произведения.

Юрий Кафенгауз родился в Москве в 1929 году. Его отец - известный историк, доктор исторических наук, профессор Бернгард Борисович Кафенгауз в молодости учился у Юона и всю жизнь изрисовывал поля своих рукописей портретами исторических деятелей, родственников и друзей. Мать - художник-график Тамара Андреевна Кафенгауз (в дев. Прудковская) была младшей сестрой знаменитой представительницы русского авангарда в живописи Надежды Андреевны Удальцовой.

Профессиональная карьера Юрия Кафенгауза складывалась весьма успешно. В 1955 году он окончил отделение монументально-декоративного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). Параллельно три года проучился на заочном искусствоведческом отделении филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Своими учителями считал: родную тетку по матери - Н.Удальцову, а также В.Комарденкова, Д.Домогацкого и С.Герасимова.

Первой живописной работой художника, осуществленной в технике «энкаустика» еще в студенческие годы, стала картина «Кореянка», которая экспонировалась на I молодежной выставке 1954 году, в том же году - на Всесоюзной выставке в Третьяковской галерее, в 1955 году - в Варшаве, и в 1958 году - на всемирной выставке «Пятьдесят лет современного искусства» в Брюсселе.

Дипломная работа - многофигурная композиция «Восстание декабристов на сенатской площади в 1825 году» была признана одной из лучших.

Сразу после окончания Строгановского училища в 1956 году Юрий Кафенгауз становится членом Союза художников СССР (Московский союз художников, МСХ).

С 1954 года и до конца жизни Юрий Кафенгауз регулярно участвовал в коллективных республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках, но проведение своей собственной выставки постоянно откладывал. Скромный, чрезвычайно требовательный к себе мастер всякий раз говорил: «Мне еще есть над чем поработать». В результате первая за 50 творческих лет и единственная прижизненная персональная выставка художника состоялась только в 2004 году в выставочном зале Московского отделения Союза художников (МОСХ) на Кузнецком мосту.

 

Юрий Кафенгауз известен как советский и российский художник-монументалист, автор произведений монументально-декоративного искусства для площадей и общественных зданий http://monumental-art.ru/kafengauz/. География его монументальных работ поистине широка - от Москвы до Дальнего Востока и Средней Азии.

  • Панно «Карта железных дорог СССР и Европы» (Железо, медь, 1965, Москва) украшало зал железнодорожных касс гостиницы «Метрополь» до ее реконструкции, тогда как три другие крупные монументальные композиции сохранились до наших дней.
  • Стенопись «Спортивная победа» в интерьере спортивного зала Дворца пионеров (г. Воркута, 1967), где Юрий Кафенгауз впервые в СССР использовал сочетание рельефа с мозаикой.
  • Оформление пандуса Монумента в честь открытия алмазного месторождения в Якутии (1969, г. Мирный, Соха), в котором Юрий Кафенгауз удачно повторил сочетание яркой мозаики и рельефа.
  • Мозаичное панно «Весна Туркмении» на торцевой стене Дворца культуры в городе Мары (1975, Туркменистан). Выбрав для своей работы синий фон, плавно переходящий в цвет синего безоблачного неба над Дворцом культуры, Ю.Кафенгауз достиг зрительного эффекта расширения границ стенописи. В результате его красавица Туркменка буквально парит в бескрайней синеве Туркменского небосклона.

Все перечисленные работы Юрия Кафенгауза являются новаторскими. Они не только получили высокую оценку профессионального сообщества, критиков и искусствоведов в области декоративно-монументально искусства В.П.Толстого и Н.Воронова, но явились событиями в жизни страны ­- фотографии этих работ были опубликованы во всех центральных газетах тех лет. А Монумент в честь открытия алмазного месторождения в Якутии стал символом города, любимым местом отдыха горожан, вошел в список памятников республиканского значения, находится под охраной государства и отреставрирован.

Помимо крупных монументально-декоративных композиций, Юрий Кафенгауз писал натюрморты, пейзажи и портреты маслом, занимался графикой, в том числе книжной, экспериментировал с различными техниками (энкаустика, эпоксидные смолы, металл, горячие эмали). На формирование индивидуальной манеры художника оказало влияние творчество Надежды Удальцовой, а также других художников-авангардистов. В своем творчестве Юрий Кафенгауз продолжает традиции русского авангарда и обращается к наследию европейского искусства конца XIX - начала XX века. По фактурности красочного слоя его работы напоминают произведения Поля Сезанна, в некоторых живописных портретах ощущается влияние Амедео Модильяни, а музыкальный ритм в абстрактных работах сближает его с Василием Кандинским.

В станковой живописи Юрия Кафенгауза пленяют сочные краски Звенигородских пейзажей, очаровательные своей индивидуальностью цветы, синий чарующий мазок. Композиции из двух, трех и более картин, к которым так тяготел художник, таят в себе безграничность пространства, насыщены жизнью, цветом и светом, оказывают мощное позитивное воздействие.

Юрий Кафенгауз скончался 26 января 2008 г. в мастерской за работой, похоронен в семейной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

После смерти художника в издательстве «Виртуальная галерея» (Москва, 2009) вышел в свет красочный альбом «Юрий Кафенгауз. Живопись. Графика. Эмали. Монументальное искусство». Издание представляет собой наиболее полный каталог произведений, за период более чем 50 творческих лет, начиная с первых шагов профессиональной деятельности и до последних дней жизни. Вступительное слово к изданию написано вдовой художника - членом союза писателей России Лилианой Бреверн (10.07.1929 - 26.08.2023).

Творческим наследием Юрия Кафенгауза занимается его дочь Бела Кафенгауз. Создан сайт, где можно подробно познакомиться с творчеством художника. В Москве были организованы 6 выставок творческого наследия художника: в выставочных залах МСХ на Старосадском пер.,5 (2009 год), в Библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева (2010 год), в Московской городской Думе (2010 год), в ВГБИЛ им. М.И. Рудомино (2011 год), в Государственном институте искусствознания (2016 год), в Еврейском культурном центре на Никитской им. Р. Гольдмана (2017 год).

Произведения Юрия Кафенгауза находятся в Музее Москвы, Доме-музее С.В.Герасимова в Можайске, Северо-осетинском республиканском художественном музее им. М.С.Туганова во Владикавказе, Центральном доме литераторов в Москве, в коллекции современного искусства Городской клинической больницы №23 им. И.В.Давыдовского в Москве, Музее эмалей в Кечкемете (Венгрия), частных собраниях в Великобритании, США, Испании, Франции и России, а также в семье художника.


   ЖИВОПИСЬ  >>>              ГРАФИКА >>>

 

    ЭМАЛИ >>>                       МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ работы >>>

 

 

Фоторепортаж  с выставки:              ЧАСТЬ 1 >>>           ЧАСТЬ 2 >>>

 

 


Композиция из 7 картин «Адам и Ева» Левая часть «Ева» 1995 х.м. 104х86

Композиция из 7 картин «Адам и Ева» Клемма «Дерево» 1998 холст, масло 50х50

Композиция из 7 картин «Адам и Ева» Клемма «Звезда» 1998 холст, масло 50х50

Композиция из 7 картин «Адам и Ева». Центр. часть «Икар» 2008 х.м. 121х114

Композиция из 7 картин «Адам и Ева» Клемма «Ева» 1998 холст, масло 50х50

Композиция из 7 картин «Адам и Ева» Клемма «Луна» 1998 холст, масло 50х50

Композиция из 7 картин «Адам и Ева». Правая часть «Адам» 2008 х.м.104х86