Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал Собранiе
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 

Партнеры:

Щетинкина Елена

Выставка «Сквозь жар души...»

 

       Выставка, словно замысловатые орнаменты из калейдоскопа, где смыслы - самое главное, а техника, мастерство, настроение подчиняются им. Я работаю по воображению, по впечатлению, с натуры. Работа циклами - французский, уральский, гиперборейский, китайский, аркаимский, греческий, евангельский, бердяевский, пушкинский - это диапазон исканий. Познание мира, его истории происходит только через личные переживания, поэтому выставка и названа цитатой из А. Блока «Сквозь жар души...», и это единственное, что объединяет все темы и материалы. Исторические видения накладываются на переживания места. Графический цикл плавно переходит в фарфор и глину или наоборот. Работая в цикле, никогда не можешь запланировать, что будет завтра: все происходит методом прирастания и неожиданного разворота. Когда достигаешь максимального вхождения в тему, здесь и происходят всплески и озарения.

Елена Щетинкина

 

Елена Александровна Щетинкина

Окончила Казанское художественное училище им. Н.И. Фешина (1969),
Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова) (1979).

В 1979 - 1987 была главным художником Южноуральского фарфорового завода (г. Южноуральск Челябинской области).
С 1980 - член Союза художников России.
С 1987 живет и работает в Челябинске.

Произведения Е. А. Щетинкиной находятся в музейных собраниях Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Государственного музея А. С. Пушкина, Пражской национальной галереи (Чехия), Челябинского музея изобразительных искусств, Государственного исторического музея Южного Урала, Магнитогорской картинной галереи, а также в частных коллекциях России, Франции, Англии, Италии, Австрии.

 

Персональные выставки

1984 - Е. Щетинкина. Фарфор, керамика, пастель. Выставочный зал Союза художников. Челябинск
1984 - Е. Щетинкина. Пастель, фарфор. Магнитогорская картинная галерея.
1988 - Пушкиниана. Скульптура, графика. Издательство «Детская литература». Москва
1989 - Е. Щетинкина. Фарфор. Фонд культуры. Москва
1990 - Исповедь. Фарфор. Выставочный зал Союза художников. Челябинск
1990 - Е. Щетинкина. Пастель, фарфор. Дом Союзов. Москва
1993 - Эрос. Фарфор, майолика. Галерея «Каменный пояс». Челябинск
1993 - Портрет. Пастель. Галерея «Каменный пояс». Челябинск
1994 - Истоки. Фарфор, графика. Челябинская областная картинная галерея *. Совместно с С.И. Филимоновой
1994 - Окно в Париж. Фарфор, пастель.  Галерея «Ирвик». Челябинск
1995 - Ростов Великий. Графика. Галерея «Ирвик». Челябинск
1995 - Музыка. Выставка-концерт по мотивам музыки Г. Анохина. Галерея «Ирвик». Челябинск
1996 - Соловей и роза. Фарфор, керамика, акварель, пастель. Челябинская областная картинная галерея*
1999 -« Что в имени тебе моем?...» Фарфор, керамика, графика, живопись. К 200-летнему юбилею А. С. Пушкина. Челябинская областная картинная галерея*
2003/2004 - Солнцестояние. Фарфор, керамика, графика. Выставочный зал Союза художников. Челябинск
2004 - Солнцестояние - 2.. Фарфор, керамика, графика. Самарский художественный музей
2004 - « Что в имени тебе моем?...» Фарфор, керамика, графика. Государственный музей А.С. Пушкина. Москва
2004 - Ладонью не заслонишь небо. Фарфор, графика. Челябинская областная картинная галерея*
2005 - Евразийская тоска. Фарфор, графика. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. Екатеринбург.
2005 - Евразийская тоска - 2. Фарфор, графика. Резиденция губернатора Свердловской области. Екатеринбург.
2006 - Елена Щетинкина. Графика. Выставочный зал Международного города художников. Париж
2007 - Река времени. Париж. Графика. Керамика. Инсталляция. Фотография. Выставочный зал Союза художников. Челябинск
2009 - «И божество и вдохновенье...» Акварель, пастель, фарфор, керамика, инсталляция. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина
2009 - Белая линия. Пастель, фарфор, инсталляция. Челябинский областной краеведческий музей **
2010 - Париж. Рисунок, инсталляция. Выставочный зал Cite des arts. Париж
2011 - Уральский меридиан. Акварель, пастель, живопись чаем, фарфор, инсталляция. Челябинский областной краеведческий музей**
2012 - Видение Парижа. Графика, фарфор, инсталляция. Челябинский государственный музей изобразительных искусств
2015 - Философия творчества. Графика, фарфор. Зал искусств Южно-Уральского государственного университета. Челябинск
2015 - «Там чудеса...». Графика, фарфор. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
2018 - «Театр сервиза». Инсталляция, графика. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

* Челябинская картинная галерея ныне Челябинский государственный музей изобразительных искусств
** Челябинский областной краеведческий музей ныне Государственный исторический музей Южного Урала

        Елена Щетинкина - художник. И в данном случае это определение шире, чем просто обозначение профессиональной деятельности, точнее - это способ бытия, в котором искусство позволяет в целостности образа отразить цельность мира. Творчески свободно существуя в пространстве искусства и жизни, Елена Щетинкина являет собой воплощение художника-философа, на новом временном витке задающаяся вопросами о смысле бытия и предназначении человека. Синтетичность творческой природы и универсальность образования позволяют Елене Щетинкиной равноценно работать и в скульптуре, и в живописи, и в графике.

*  *  *  *  * 

        Елена Щетинкина работает циклами, но не задумывает их как программу. Они возникают по-разному: от полученных в путешествиях впечатлений, от погружения в другую культуру, часто как результат внутренних диалогов с близкими по духу поэтами и философами. Это всегда глубоко затрагивающие художницу темы, которые пересекаются и перетекают одна в другую, и к которым она постоянно возвращается. И, прежде всего, это вопросы проявления творческого начала. Для Елены Щетинкиной высшее проявление этой ипостаси - Александр Пушкин. Во внутреннем диалоге с ним художница размышляет о сущности искусства и о предназначении художника. В работах Е. Щетинкиной Пушкин живой, изменчивый, «непричесанный», для общения с ним достаточно просто посмотреть в его глаза или вспомнить строчки его стихов. К Елене Александровне он входит, не спросясь, разгуливает по разным циклам, воплощается в разных состояниях и материалах и шепчет в самое сердце, что «творческая душа едина и не имеет пола».
       Задаваясь вопросами о смысле жизни и роли художника, Елена Щетинкина приходит к важной теме сопряжения таких феноменов как Бог, человек, творец. Многократно перечитывает Евангелие, обращается к философским источникам. Ее способность воспринимать текст как живое явление, улавливать пульс поэтической и философской мысли рождают собственные пластические метафоры, которые впоследствии объединятся в два цикла - Евангельский и Бердяевский. Наряду со значительностью темой, в произведениях этих циклов решаются и весомые формальные задачи.
        Работая с большими скульптурными объемами,  ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ,,,

Светлана Шляпникова
ст. научный сотрудник Челябинского государственного музея изобразительных искусств

 

 

Аркаимский цикл       

Тот, кто смотрит на изначальный мрак, кто слушает безмолвие, один видит рассвет

Чжуанцзы

       Долго не могла решиться поехать в Аркаим - отпугивали толпы беснующихся, бесконечные слеты колдунов и мошенников всех видов и мастей. Возникло простое обстоятельство: нужно было сделать скульптуру-сувенир, вот и поехала за сбором материала. Всю дорогу в машине археолог, открыватель Аркаима Геннадий Зданович воодушевленно рассказывал о своем детище, и в моем воображении возникали одна за другими картины потерянного рая. Сердце уже предчувствовало необъяснимую красоту, восторженность уже охватила меня. Выехали в Степь ее Величество. Огромное красное солнце в дрожащем мареве плавно садилось в травы. Вот она - степь да степь. Родившись в забайкальской степи, чувствую это на уровне генетическом, всеми фибрами и корнями. Приехали в Аркаим: никаких световых столбов, никаких небесных сфер...но какая мощная музыка степи, какое космическое ощущение мироздания! Душа моя воссоединилась с телом в гармонии. Вместо двух дней пробыла две недели, две счастливейших недели. Щ.Е

К работам из цикла   

 

Бердяевский цикл       

«Человек по существу своему есть уже разрыв в природном мире, он не вмещается в нем...
В деле творчества человек как бы предоставлен самому себе, оставлен с собой, не имеет помощи свыше...
И в этом сказалась великая премудрость Божья»

Н.Бердяев

        Николай Бердяев - философ, поэт - мощь почти не явленная в России; человек эпохи дня на грани надвигающейся эпохи ночи. Щ.Е

К работам из цикла  

 

Гиперборейский цикл        

        Страна Лебедия - это и есть Русь Гиперборейская - северная прародина современной России. Откуда она взялась на земле, из каких космических далей? Ответ утонул в глубине веков. На Руси есть выражение Лебединая песня - это наивысшая точка творческого взлета, а может память о высочайшей цивилизации Гипербореи. Щ.Е

К работам из цикла  

 

Греческий цикл                

      Стою в печали на развалинах Парфенона. Вижу Акрополь в сиянии давно минувшего великолепия и славы. Перед моими изумленными глазами возникает Афина Промахос в сияющих золотых одеждах, она победоносно потрясает копьем, скипетр в ее правой руке тоже сверкает золотом; Медуза-горгона на щите шевелит змеиными волосами и пялит свои ужасные глазища в вечность. Еще слышно беспечное сладкоголосье то ли сирен, то ли вакхических песнопений. Эгейское море весело обнимает меня и рассказывает свои бесконечные, с детства знакомые легенды. Солнечная дорога усыпана оливками и виноградом. На бумаге остаются впечатления, сделанные на одном дыхании. Щ.Е

К работам из цикла  

 

Евангельский цикл       

      Прикрываю глаза, ко мне наклоняется огромный ангел в длинном хитоне в складку; его большие белые крылья прорывают крышу и уходят в бесконечность неба... Если это ангел-хранитель, то почему он так суров и страшен? Щ.Е

К работам из цикла  

 

Китайский цикл          

      Я с трепетом поняла - мне туда, за Великую китайскую стену, в страну драконов, тигров и фарфора. Как найти дорогу: ни поезда, ни самолета, ни денег... Чайная тропа - вот та соломинка, за которую можно уцепиться. Апостол чая Лю Ву помог мне взобраться на эту тропу, а мудрейшие даосы Лао-цзы, Чжуан-цзы, Лей-цзы помогли стать хоть и самым невежественным, но все же путником. Щ.Е

К работам из цикла  

 

Парижский цикл       

      Париж - это царство вертикали, затягивающее в свою сумеречную глубину, движение внутрь. Стоишь у врат Рая, но сначала надо пройти Искушение, а это все равно, что пройти сквозь игольное ушко. Щ.Е

К работам из цикла  

 

Пушкинский цикл       

      Сначала был листопад, потом пришел Пушкин, потом пришли его стихи. Сейчас Пушкин приходит, когда захочет, когда мне весело или грустно, когда мне легко или горько... Приходит разный: юный и беспечный, весь в одуванчиках в июне, неистовый и переполненный стихами, мощный, как титан, - в октябре, тоскующий и несвободный - в январе. Стоит только подумать - и он уже здесь. А я? Я просто рисую и леплю его, потому что не могу не делать этого, потому, что здесь есть тайна...Щ.Е

К работам из цикла  

 

Цикл «От горшка»       

      Вот он передо мной: горшок - простой и мощный, столь восхваляемый и ругаемый поэтами и философами всех времен и межвремений. Для вхождения в его образ потребовалось от рафинированного избалованного фарфора спуститься в глубь веков. Там, во тьме, возлежала древняя баба керамика, с таинственной улыбкой на идольском лице, она раскрывала свои материнские объятия властно и сурово. Ее устрашающая простота завораживала, словно облик пляшущей изменчивой воды или торжествующего огня. Керамика, как истина, не нуждается в прикрытии - в глазури. Ей не нужно сияние, она затягивает внутрь. Она многолика, как сама импровизация. Столкнувшись с темами «От горшка» и «Аркаим», я поняла сколь трудно это путешествие, сколь тяжело это испытание простотой: от белого сияния перейти к тепло-красной палитре земли. Щ.Е

К работам из цикла  

 

Цикл «Портреты»           

      Портрет - это отражение, но не зеркальное, искаженное легкой рябью личности художника. Щ.Е

К работам из цикла  

 

Цикл «Уральский меридиан»   

      Париж - это царство вертикали, затягивающее в свою сумеречную глубину, движение внутрь. Стоишь у врат Рая, но сначала надо пройти Искушение, а это все равно, что пройти сквозь игольное ушко. Щ.Е

К работам из цикла  

 

Кабинетная скульптура 

Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила

 А.С. Пушкин

      Мне захотелось создать скульптуру-талисман, которая была бы не просто милой безделушкой, красивенькой, как карамелька, но была бы талисманом - символом для длительного рассматривания и осмысления, который бы раскрывал свою тайну постепенно. Основные символы - древнейшие, существующие еще со времен языческих. В основе некоторых скульптурок заложены личные впечатления и переживания. В материале же я попыталась соединить два холодных и сияющих материала: фарфор и камень. Урал столь богат камнями, что поневоле возникло искушение соединить две тайны. Каждая скульптура имеет свое предназначение: «Золотой телец» - талисман на богатство; «Дракоша» - на благополучие и власть; « Чистая вода» (Русалка) - на прозрачность помыслов; «День рождения» - пожелание держать материальную и духовную сущность в равновесии; «Новая идея» - на неординарность мышления». Щ.Е

 

Видео с открытия выставки