Галерея на Чистых прудах представляет первую посмертную полномасштабную экспозицию рано ушедшего от нас талантливого мастера из Липецка, Константина Малахова, на которой из бережно сохранённого семьёй наследия представлены и раскрыты многие грани и черты состоявшегося его оригинального лирического пластического художественного дарования: живопись, арт-объекты и пластика, mail-art, инсталляции и графика, стихи и мысли... «Константин Малахов - явление яркое, самобытное, напористое, самодостаточное и подлинное! Человек необыкновенно открытый, общительный, добрый и щедрый, стремящийся к людям, а не в скорлупу (к себе, в себя, под себя и на себя), он создавал своё искусство из ничего, не имея над головой ни крыши, ни мастерской, а, зачастую, не только художественных материалов, но и самого необходимого, порой, даже еды, поначалу, настолько похожий на культового русского Анатолия Зверева, что у него покупали его акварели пачками именно за это. Костик все годы напролёт жилпровёл семьёй "на чемоданах", в "движухе", что говорят, да и выставки свои, писанные лучшими портретами на снесённых из аптек провизором супругой Раей лекарственных коробочках-упаковках, возил с собою в авторской разрисовки, коллажа и инсталляции старинных чемоданах (лучшие 5 из дошедших до нас после всех пожаров и наводнений, в которых Костя участвовал имуществом и телом, 14 показываем), поэтому и фильм о нём известного сценариста и режиссёра, актёра, писателя и музыканта Александра И. Строева, первый показ которого состоится в открытие на экспозиции, называется знаково и точно: "Чемоданная жизнь Костика Малахова". Творчество Малахова, им щедро создаваемое, в основном, разошлось ещё при жизни: он ведь жил искусством профессионально, постоянно продавая плоды своего вдохновенного усилия! Родился Константин 2 июня 1963 в Дмитриевке под Тамбовом в семье автослесаря и секретарши. Имел брата, старшего, кстати, получившего высшее художественно образование, а вот художником, в отличие от Костика нашего, не ставшего (так-то вот!). Воспитывался любимой бабушкой, которую помнил с благодарностию хорошо, как и детство. В школу пошёл уже в Липецке. Из всех его работ по "Трудовой", которую он, как и мы все, художники-сачки при Советской власти, вёл "липово" внимательно формально и регулярно, с занимаемых им должностей помянем, пожалуй, лишь одну, ту, что пришлась по вкусу его поэтической душе по-настоящему: "Ночной рабочий по уходу за диким животными Липецкого зоопарка", - но однажды Костик наш забыл закрыть за дикими животными клеть... Мне посчастливилось узнать Костю ещё в 1983, когда он высвободился из Советской Армии, бросив сварочное дело в строительном ПТУ, решил, что будет теперь только художником, и явился в Москву нас всех (счастливчиков) покорять и охмурять своей беззастенчивой улыбкой сияющего наглеца и безостановочным рисованием (даже не опускал глаз на то, что возит его рука)! Костик был избавлен судьбинушкой, как ни противился тому, от художественного образования, как от начального, среднего, так и от высшего, которое не в шутку знали мы, каждый на своей шкуре вкусивши: с грязных гипсов, жёлтых пластмассовых скелетов по массовые сцены социалистического быта, труда и счастья, - ну вот не брали его никуда, ты тресни хоть, ни учиться, ни креативить в, так называемый, "Союз художников"; зато приняли учить лично другие, те лучшие, кого избрал себе в учителя он сам: Лазарь Гадаев, Наталья Нестерова и Андрей Диллендорф, Виктор Сорокин и Василий Шевченко - липецкие титаны живописи; в этом ряду Костя перечисляет многих: Илларион Голицын и Макс Бирштейн, Константин Симун и Юрий Гришко, Дмитрий и Нина Жилинские, но истинный и вечный его учитель, недавно скончавшийся - Евгений Вольфсон, автор многих восхитительных, авангардных памятников Липецка и камерных кубистических скульптур в Одинцово (липецкую его мастерскую уничтожили с работами); учитель и ученик и внешне и внутренне были сложены похожими. Талант Константина не остался обойдённым, а был замечен и отмечен в 1999 году поэтессой, арт-дилером, галерейщицей и коллекционером, легендарной диссиденткой, парижанкой Аидой Хмелёвой, пригласившей Костика с супругой Раей в Париж, а в 2001 году - основателем "Художественного фонда Колодзея" Татьяной Колодзей; и работы Кости продавались и экспонировались в самых разных престижных местах и музеях мира, из которых можно выделить при кураторстве самого авторитетного среди отечественных специалистов актуального искусства, Виталия Пацюкова, знаковую для Русского нонконформистского искусства выставку 2007 - 2008 "Параллельная игра", Москва - Нью-Йорк, где Малахову соседствовали Илья Кабаков, Эрик Булатов, Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Эрнст Неизвестный и весь цвет остальных (каталог есть)! Но с "парижев" и "заграниц" Костик вылетает на родину шампанской пробкой: с его русской неспешностью, внеплановой непредсказуемостью и грузноватой провинциальной безалаберностью, как могло случиться иначе? Через всё творчество Константина заметно проходит любовь к прекрасной, эстетской и эмоционально высокотрагичной живописи Александра Древина и новаторской мифологии авангардиста концепта Йозефа Бойса, альбомы именно этих художников так и остались (я застал их) не тронутыми, лежать раскрытыми над стопками его работ и по сейчас, когда формировали мы эту его первую посмертную выставку! Мне видится Костя человеком очень стабильным, верным, основательным при всех прыганиях через и чрез <...>, через всю жизнь пронёсшим единственное, несмотря на все бутафории: любовь и флаг к Советской живописи в её лучшем образце - Александра Давыдовича Древина: Костины рыбы пересекаются пластически, цветово и стилистически с ланями Древина, деревья - с деревьями, дома - с домами, а лодки его - с древинскими барками! Не стало Кости 9 июля 2016. Прожил мало, умирал тяжко... Зато парил и творил, дерзил, плыл, хамил соцмонстрам и мечтал безоглядно.
Так сложилось, что никто за прошедшее посмертие не предложил семье выставить хотя одну Костину работу, - не звонили, - мы так и не собрались, подготовившись достойно, за все истекшие 6 лет помянуть и почтить память нашего дорогого друга, сделать полагающуюся каждому из нас - хоть по кончине - одну, первую (может, и последнюю?) посмертную итоговую персональную выставку. Мы исправляем запоздало эту ошибку все вместе, его друзья! К выставке любовно собрана и издана прекрасно 200-страничная первая монография антология Кости с исключительно прижизненными репродукциями, ценным документальным материалом, со всеми написанными статьями о нём, что нашли, со стихами его, прозой и credo. Материал Альбома готовили: Раиса Дупик, супруга, Арсений Малахов, сын, Мария Овчинникова, художник и полиграфист, друг Кости, и ваш покорный слуга, Артём Киракосов, идея, проект и его воплощение.
С 60-летием! Дорогой друг Костик, спасибо тебе навеки...»
1963 - 2023 | Артём Киракосов, реставратор
Подготовка материалов: Раиса Дупик и Арсений Малахов Художники проекта: Мария Овчинникова и Артём Киракосов Идея, организация, тексты: Артём Киракосов
АВТОБИОГРАФИЯ
Я родился в 1963 г. в селе Дмитриевка Тамбовской области. Жил с бабушкой до пяти лет.
В детстве был спокойным, задумчивым мальчиком, склонным к рисованию.
Потом переехал к родителям в г. Липецк, крупный металлургический центр. В память врезались дымящиеся трубы на горизонте. Первые впечатления о городе - серые многоэтажки и огромные фигуры рабочих, выходящих из проходной завода.
Отец - инженер, мать - секретарь-референт, хорошо знала немецкий язык.
В школе не выделялся, очень любил геометрию и литературу как предметы.
Вспоминаю пафосные демонстрации брежневского периода 1 и 9 мая, 7 ноября с большим количеством красных знамен и транспарантов и после вечерние застолья, в которых я, естественно, не участвовал, но был сторонним наблюдателем.
Это особый мир - быт и нравы жителей рабочего города, их отношения, надежды и чаяния.
Первые уроки живописи получил от своего дяди, брата мамы, Ивана, художника-мариниста. В период окончания школы испытал интерес к изобразительному искусству.
Окончил школу-десятилетку и поступил в строительный техникум.
Любимыми предметами были черчение и рисование.
В 1981 г. был призван в ряды Советской армии.
В 1983 г. демобилизовался. После армии работал в Липецком драмтеатре помощником главного художника. В это время занимался в студии народного художника России Виктора Сорокина.
С теплотой вспоминаю то время, наполненное впечатлениями от природы, живописью на пленэре.
Свой жизненный путь и профессию художника осознал тогда, когда понял, что никакая другая профессия лично для меня не интересна. Профессию художника долгое время рассматривал как нечто соприкасающееся с чудом.
Искусство понимаю как способ понимания мира.Основными принципами творчества считаю интуитивные творческие и пластические начала.
Первые успехи - кто-то из коллег сказал, что у меня есть чувство цвета.
Это окрылило на дальнейшее творчество.
В начале перестройки впервые участвовал в выставке всесоюзной молодежи.
Работа была приобретена в галерею современного искусства «М`АРС».
В 1997 г. был участником международного пленэра в Македонии, первый опыт загранкомандировок и первый опыт работы в жанре инсталляции, редилайт (реди-мейд? - Примечание редактора), найденные объекты, персональная выставка-инсталляция в галерее «Кора».
В 1999 г. познакомился с известным коллекционером Аидой Хмелевой. По ее приглашению в 2000 г. ездил на стажировку в Париж.
В Москве посещал мастерскую Лазаря Гадаева, в Ленинграде часто бывал в мастерской у Константина Симуна.
Скульпторы и художники Евгений Вольфсон и Дмитрий Гришко (Юрий Дмитриевич Гриш-ко? - Примечание редактора) открыли мне глаза на сам процесс и понимание скульптуры как жанра. Поэтому в моих работах часто присутствует понятие большой формы как основного языка скульптуры.
Посещал уроки частного рисования у Нины Жилинской, начало 1990-х.
Постепенно среда создавала мое понимание, каким должно быть произведение искусства.
Среди моих любимых техник - коллаж, ассамбляж, попытка создания беспредметных рельефов на тему индустриального пространства.
Если использовать обобщенный взгляд, можно сказать, что художник К. Малахов -чувственный, пластичный, экзистенциальный.
В живописи провожу исследования на тему расстояния - очень характерные для нашей страны.Для этого я использую длинные горизонтальные форматы.
Несколько раз пытался вступить в Союз художников в родном городе, но старые монстры стояли стеной.
Так я стал художником-маргиналом, определив свой стиль как бегство от социальной адаптации.
Некоторое время среди журналистов Липецка существовал такой термин, как «арт-малаховщина».
Всегда мечтал о большой светлой мастерской, но приходилось работать дома, что сформировало интимный, камерный характер творчества.
Вдохновение черпаю в повседневной жизни и в общении с близкими людьми. Стараюсь находить чудесное в обыденном.
2007 г., Москва Записано со слов К.Ю. Малахова женой, Раисой Дупик, в 2007 г.
Список выставок, составленный в конце самим Костиком и его Раей скорректированный составителями альбома-каталога «Пейзаж лица» 2023г и дополненный в сохранённом авторском обратном хронологическом порядке
2013 групповая выставка художников объединения «Арт-Ворота», галерея фонда «Филантроп», Москва, РФ 2012 (август) персональная выставка «Заводы и лодочки. Декорация времени», клуб-галерея «Открытый клуб», Москва, РФ 2012 «Нонконформизм, да или нет» («Красный Октябрь»), Москва, РФ 2011 групповая выставка-проект «ПоэзоЖивопись, или СтихоКартины нашего времени», выставочный зал «На Каширке», Москва, РФ 2011 (май) персональная выставка в посольстве Эфиопии в РФ, Москва, РФ 2010 (сентябрь - октябрь) - проект «Лабиринт современности» в рамках выставки «Невыносимая свобода творчества», Арт-лаборатория «Петерсон», Москва, РФ 2010 (май) Благотворительный аукцион, фонд «Детская больница», посольство Ирландии в России, Москва, РФ 2009 (декабрь) «Арт-Манеж 2009», галерея «Сегодня», цикл работ «Вне жанра», куратор Ирина Ефимович, Москва, РФ 2009 «Диалоги во времени», Фестиваль современного искусства (Ярославский художественный музей), г. Ярославль, РФ 2009 (ноябрь) групповая выставка «Космос Хаус», г. Братислава, Словакия 2009 (сентябрь) фестиваль современного искусства «Диалоги во времени», г. Ярославль, РФ 2009 (июль) групповая выставка «Психоделия», Выставочный центр Курчатовского института, Москва, РФ 2009 (январь) групповая выставка «Атланты искусства», галерея «А3», Москва, РФ 2008 Фестиваль коллекций современного искусства из собрания Kolodzei Art Fonde-tion, Москва, РФ 2007 (октябрь) «Москва - Нью-Йорк. Сеанс одновременной игры» из собрания Kolodzei Art Fondetion, Москва, РФ, Нью-Йорк, США 2007 (май) групповая выставка молодых художников, Выставочный зал МСХ, Кузнецкий мост,11, Москва, РФ 2007 (май) персональная выставка, галерея «Белая комната», куратор Алиса Зражевская, «Рисунки на фотобумаге», Москва, РФ 2007 (апрель) групповая выставка «Военные действия», Зверевский центр, куратор V.Shechkin, Москва, РФ 2007 (апрель) клуб «Уголок природы», групповая выставка «Гаагский синдром» (совместно с С. Чиликовым и В. Пономарёвым), кураторы Павел Ананьев и Константин Малахов, Москва, РФ 2007 (январь) комнатная выставка в бывшей мастерской «Кукриникси» («Кукрыниксы») у шведских дипломатов Ларс и Астрид, Москва, РФ 2007 (январь) выставка в мастерской Владимира Наседкина совместно с Наседкиным, Тереховым, Подосиновым, Москва, РФ 2006 (декабрь) групповая выставка «Я взял перо и бумагу», живопись и графика модерна русских художников, Русский культурный центр, куратор Оксана Точина, Шанхай 2006 (апрель) групповая выставка «Первый встречный», Сергиев Посад, РФ 2006 (февраль) персональная выставка «Пространство, обращение к себе» у французских дипломатов Натали и Терри Берас (ул. Большая Ордынка), картина «Марш», куратор Натали Берас, Москва, РФ 2006 персональная выставка «В погоне за собой», Александров, Владимирская область, музей-усадьба «Александровская деревня», РФ 2005 (июль) групповая выставка «Три четверти», Международный художественный фонд, куратор Г. Васильева, г. Кимры, РФ 2005 (апрель - май) персональная выставка при поддержке галереи «Сегодня», Международный университет, Москва, РФ 2004 (декабрь) Пятый ежегодный аукцион «Операция «Надежда», банкетный корабль VATEL, причал «Театр эстрады», Москва, РФ 2004 (декабрь) персональная выставка «Нонконформизм и после», залы Международного художественного фонда, Москва, РФ 2004 (апрель) международная групповая выставка «Арт-калейдоскоп», г. Лондон, Великобритания 2003 групповая выставка «Обретая свободу: 40 лет советского и русского искусства» из коллекции Kolodzei Art Fondetion, посольство России (Нью-Йорк) в США, куратор Наталья Колодзей, Нью-Йорк, США 2003 «Коллекция брутального искусства» (выставочный центр «НЕВГРАФ»), Санкт-Петербург, РФ 2003 (15.10.2003-30.11.2003) групповая выставка современных российских художников из коллекции Kolodzei Art Foundation, Берген Музей, Парамус, Нью-Джерси, США 2003 групповая выставка «Находки», Клуб-галерея «Муха», куратор И. Данильцев, Москва 2003 групповая выставка современных русских художников из коллекции Kolodzei Art Fondetion, российское консульство, Нью-Йорк, США 2003 (апрель) групповая выставка «Маргинальные художники», Международный фестиваль маргинального искусства, куратор Н. Благодатов, Санкт-Петербург, РФ 2003 (февраль) персональная выставка «Соприкосновение», галерея «Злато», Москва, РФ 2003 (январь) групповая выставка «Новогодняя игрушка», Клуб-галерея «Муха», Москва, РФ 2002 (декабрь) групповая выставка «ГДЕМБ», ЦДХ, Москва, РФ 2002 (4 декабря) Благотворительный аукцион «ОПЕРАЦИЯ «НАДЕЖДА», Российский фонд культуры, Москва, РФ 2002 (декабрь) персональная выставка «ПАЗЛ ЧИЧИКОВА», галерея «Пальто», Москва, РФ 2002 (декабрь) акция «Известные и неизвестные художники», Манеж-2002, галерея «Экспо-88», Москва, РФ 2002 (ноябрь) групповая выставка «Художники Еврейской книги», галерея «На Солянке», Москва, РФ 2002 (апрель) персональная выставка «Воспоминания», галерея «ЛИКРОНОС». Дом ювелирных украшений, Москва, РФ 2002 (июнь) персональная выставка «Моя биография», Министерство речного флота, Москва, РФ 2001 (декабрь) совместная выставка с Верой Ельницкой, галерея «АРТ-клуб «ЗАПАСНИК», Москва, РФ 2001 (ноябрь) персональная выставка «Белое на белом», галерея «ЭКСПО-88», Москва, РФ 2001 (ноябрь) групповая выставка OVERSTEP-PING THE LIMITS, галерея «На Солянке», Москва, РФ 2001 (сентябрь) Международный фестиваль галерей, г. Магдебург, Германия 2001 (август) персональная выставка «Путешествие во сне», галерея «На Песчаной», Москва, РФ 2001 (июнь - август) парная персональная выставка «Древа, соборы, дома и лодки», живопись совместно с Артёмом Киракосовым Cote d`Amour, фото, кураторы Дмитрий Лисицин, Нина Кибрик, Артём Киракосов, Центр непрерывного образования взрослых, Раушская набережная, дом 5, Москва, РФ 2001 (июнь) персональная выставка, галерея «Дом путешествий», Волхонка 18/2, Москва, РФ 2001 (февраль) персональная выставка живописи и графики «Обычное и необычное», галерея «Экспо-88», Москва, РФ 2000 (июнь) персональная выставка «Мосты. Кладбища. Вокзалы», частная коллекция Аиды Хмелёвой, Париж, Франция 2000 (май) Международный фестиваль «Фоком-2000», Малый Манеж, Москва, РФ 2000 (февраль) персональная выставка «Пейзажи и лодки», Гагаринский пер., д. 4, Товарищество художников «Новый век», Москва, РФ 2000 (январь) персональная выставка «СантоКлаустроФобия», галерея «A3», Москва, РФ 1999 (сентябрь) персональная выставка, Cora Gallery, г. Скопья, Македония 1998 (февраль) - групповая выставка «Москва потаённая», Музей Маяковского, Москва, РФ 1997 (май) групповая выставка «Колонии художников», г. Кавадарцы, Македония 1997 персональная выставка «80 рисунков», Российский культурный центр, г. Каир, Египет 1995 групповая выставка, галерея «На Солянке», Москва, РФ 1991 Всесоюзная выставка молодых художников, Москва, РФ 1988-1991 участие в незафиксированных неформальных выставках, г. Липецк, Москва, РФ