Выставка «Последний Голуборозовец ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ СИДОРЕНКО (1901, Камышин -- 1944, Москва)» представляет редкую, спасённую и сохранённую ещё 20 лет назад на заре создания "Галереи на Чистых прудах" коллекцию замыкающего великую плеяду мастеров "Алой" и "Голубой розы", "Четыре искусства" выходца знаменитой Саратовской школы живописи, который учился у её основателей в Боголюбовке и продолжил в след за ними Русский путь по Памиру и Азии, навсегда связав с ними судьбу и творчество, на всех этапах которого создал яркие, очень разные, самобытные, не похожие ни на кого (несмотря на учителейи мощную художественную традицию) произведения, где слышны стончающие нюансы лирика 20-х, приподнятая гражданственность строительства Нового строя, жизни и производств начала 30-х, экспрессия нрава и ментальность русского конца 30-х, когда уходит созерцательность...
Вячеслав Леонидович Сидоренко (1901-1944) родился в городе Камышин Саратовской губернии.
С 1918 года он учился живописи и рисунку в Саратове у архитектора А. З. Гринберга.
В 1921 году В. Сидоренко поступил в знаменитое Боголюбовское училище, которое тогда носило соответственное времени название Художественно-промышленного института. Пройдя весь курс, до 1925 года, молодой художник работал под руководством двух замечательных мастеров, Петра Савича Уткина и Александра Ивановича Савинова.
Творческие успехи выпускника саратовского института Вячеслава Сидоренко были оценены наставниками очень высоко. Петр Уткин рекомендовал ему поехать в Москву для продолжения образования и снабдил рекомендательными письмами к А. Архипову и Р. Фальку - своему учителю и товарищу по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Другой целью, которую ставили перед собой и педагог, и ученик, было присоединение к экспонентам и участникам общества «4 искусства».
Приехав в Москву и попав на собрание мастеров «4 искусств», Сидоренко почувствовал себя в родственной художественной среде. Так и планировал его учитель Уткин, сам постоянный участник выставок объединения. Более того, недавний студент вскоре стал играть активную роль в экспозиционной и организационной жизни общества, участвовал в выставках общества (1926-1929), в том числе, в выставке «4 искусств» в США (1928).
Вячеслав Сидоренко вел переписку со своими саратовскими товарищами, совместно с ними представляя коллективу «4 искусств» наиболее талантливую молодежь, обучавшуюся и работавшую в Саратове. Уже в 1926 году к московскому объединению вслед за самим Сидоренко присоединилась группа молодых представителей Саратовской школы.
С этих пор и до 1929 года деятельность Сидоренко была тесно связана с обществом, а потому и его творческая работа в основном проходила в Москве. Он создал несколько циклов московских пейзажей, написал ряд портретов. Дважды за этот период он побывал в творческих командировках на строящихся индустриальных объектах. В 1929 году совершил поездку в Саратов для творческой работы на заводе «Комбайнстрой», в 1930 году командирован Народным комиссариатом просвещения на Сталинградский тракторный завод.
В 1932 году Вячеслав Сидоренко стал художником Таджикской комплексной экспедиции АН СССР на Памире. Судьба дала ему уникальную возможность не только увидеть своими глазами природу овеянной мифами «Крыши мира», но и стать участником крупнейшего события в истории ее исследования. Перед экспедицией стояли сложнейшие научные, культурные и спортивные задачи. В ее состав входило около 1000 человек - специалисты различного профиля и знаменитые альпинисты. Даже с точки зрения сегодняшнего дня такой объем работы представляется титаническим...
В том же 1932 году рекомендован Всекохудожником для творческой работы в Таджикской ССР, где работал на строительстве электростанции на реке Верзоб, в кишлаке Кара-Таг, в городе Гарм и на Вахшстрое. Командирован Музеем народов СССР в Среднюю Азию (1933). В 1934 году приглашён в Таджикскую ССР для работы над тематической серией «Старое и новое». Автор живописных работ: «На Волге» (1924-1925), «Москва» (1926-1929), «Останкино» (1927-1928), «Комбайнстрой в Саратове» (1929-1930), «На тракторном заводе» (1931), «Таджикистан» (1932-1939), в том числе серия «Старое и новое».
По итогам первого этапа экспедиции в 1933 году в Москве была организована выставка «Таджикская ССР - Памир», на которой было представлено сотни рисунков, эскизов и набросков, созданных художниками в творческой командировке на Памир. Среди прочих была и работа Вячеслава Сидоренко «Экскаватор», которая в тот же год вошла в фонд Дальневосточного художественного музея.
Состоялись персональные выставки художника в Душанбе (1935-1936) и в Музее народоведения в Москве (1936); посмертная в Москве в Центральном доме работников искусств (1945); в Государственном художественном музее имени А. Н. Радищева в Саратове (1947). Произведения В. Л. Сидоренко находятся в ГХМ имени А. Н. Радищева (Саратов), а также в музеях городов Бишкек, Душанбе, Худжанд.
Жизнь Вячеслава Сидоренко оборвалась рано, когда художник был в самом расцвете творческих сил. На долю его досталось жить в самое тяжелое время не только для искусства, но для социальной, политической и духовной истории России. Он ушел во время войны, в 1944 году, пополнив скорбный список тех выдающихся мастеров самых разных направлений, кто безвременно погиб на фронте, умер от блокадного голода и истощения болезнями.