Москва, Чистопрудный б-р, д. 5. Тел. +7 (985) 928-85-74, E-mail: cleargallery@gmail.com

Главная Страница
Проекты
Художники
Статьи
Журнал СОБРАНИЕ
Видео
Контакты
Друзья Галереи
 
 

Партнеры:

Сидоренко Вячеслав

     Выставка «Последний Голуборозовец ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ СИДОРЕНКО (1901, Камышин -- 1944, Москва)» представляет редкую, спасённую и сохранённую ещё 20 лет назад на заре создания "Галереи на Чистых прудах" коллекцию замыкающего великую плеяду мастеров "Алой" и "Голубой розы", "Четыре искусства" выходца знаменитой Саратовской школы живописи, который учился у её основателей в Боголюбовке и продолжил в след за ними Русский путь по Памиру и Азии, навсегда связав с ними судьбу и творчество, на всех этапах которого создал яркие, очень разные, самобытные, не похожие ни на кого (несмотря на учителей и мощную художественную традицию) произведения, где слышны стончающие нюансы лирика 20-х, приподнятая гражданственность строительства Нового строя, жизни и производств начала 30-х, экспрессия нрава и ментальность русского конца 30-х, когда уходит созерцательность...

 

 

Вячеслав Леонидович Сидоренко (1901-1944) родился в городе Камышин Саратовской губернии.

С 1918 года он учился живописи и рисунку в Саратове у архитектора А. З. Гринберга.

В 1921 году В. Сидоренко поступил в знаменитое Боголюбовское училище, которое тогда носило соответственное времени название Художественно-промышленного института. Пройдя весь курс, до 1925 года, молодой художник работал под руководством двух замечательных мастеров, Петра Савича Уткина и Александра Ивановича Савинова.

Творческие успехи выпускника саратовского института Вячеслава Сидоренко были оценены наставниками очень высоко. Петр Уткин рекомендовал ему поехать в Москву для продолжения образования и снабдил рекомендательными письмами к А. Архипову и Р. Фальку - своему учителю и товарищу по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Другой целью, которую ставили перед собой и педагог, и ученик, было присоединение к экспонентам и участникам общества «4 искусства».

Приехав в Москву и попав на собрание мастеров «4 искусств», Сидоренко почувствовал себя в родственной художественной среде. Так и планировал его учитель Уткин, сам постоянный участник выставок объединения. Более того, недавний студент вскоре стал играть активную роль в экспозиционной и организационной жизни общества, участвовал в выставках общества (1926-1929), в том числе, в выставке «4 искусств» в США (1928).

Вячеслав Сидоренко вел переписку со своими саратовскими товарищами, совместно с ними представляя коллективу «4 искусств» наиболее талантливую молодежь, обучавшуюся и работавшую в Саратове. Уже в 1926 году к московскому объединению вслед за самим Сидоренко присоединилась группа молодых представителей Саратовской школы.

С этих пор и до 1929 года деятельность Сидоренко была тесно связана с обществом, а потому и его творческая работа в основном проходила в Москве. Он создал несколько циклов московских пейзажей, написал ряд портретов. Дважды за этот период он побывал в творческих командировках на строящихся индустриальных объектах. В 1929 году совершил поездку в Саратов для творческой работы на заводе «Комбайнстрой», в 1930 году командирован Народным комиссариатом просвещения на Сталинградский тракторный завод.

В 1932 году Вячеслав Сидоренко стал художником Таджикской комплексной экспедиции АН СССР на Памире. Судьба дала ему уникальную возможность не только увидеть своими глазами природу овеянной мифами «Крыши мира», но и стать участником крупнейшего события в истории ее исследования. Перед экспедицией стояли сложнейшие научные, культурные и спортивные задачи. В ее состав входило около 1000 человек - специалисты различного профиля и знаменитые альпинисты. Даже с точки зрения сегодняшнего дня такой объем работы представляется титаническим...

В том же 1932 году рекомендован Всекохудожником для творческой работы в Таджикской ССР, где работал на строительстве электростанции на реке Верзоб, в кишлаке Кара-Таг, в городе Гарм и на Вахшстрое. Командирован Музеем народов СССР в Среднюю Азию (1933). В 1934 году приглашён в Таджикскую ССР для работы над тематической серией «Старое и новое». Автор живописных работ: «На Волге» (1924-1925), «Москва» (1926-1929), «Останкино» (1927-1928), «Комбайнстрой в Саратове» (1929-1930), «На тракторном заводе» (1931), «Таджикистан» (1932-1939), в том числе серия «Старое и новое».

По итогам первого этапа экспедиции в 1933 году в Москве была организована выставка «Таджикская ССР - Памир», на которой было представлено сотни рисунков, эскизов и набросков, созданных художниками в творческой командировке на Памир. Среди прочих была и работа Вячеслава Сидоренко «Экскаватор», которая в тот же год вошла в фонд  Дальневосточного художественного музея. 

Состоялись персональные выставки художника в Душанбе (1935-1936) и в Музее народоведения в Москве (1936); посмертная в Москве в Центральном доме работников искусств (1945); в Государственном художественном музее имени А. Н. Радищева в Саратове (1947). Произведения В. Л. Сидоренко находятся в ГХМ имени А. Н. Радищева (Саратов), а также в музеях городов Бишкек, Душанбе, Худжанд.

Жизнь Вячеслава Сидоренко оборвалась рано, когда художник был в самом расцвете творческих сил. На долю его досталось жить в самое тяжелое время не только для искусства, но для социальной, политической и духовной истории России. Он ушел во время войны, в 1944 году, пополнив скорбный список тех выдающихся мастеров самых разных направлений, кто безвременно погиб на фронте, умер от блокадного голода и истощения болезнями.

Источники:

 https://habinfo.ru/vyacheslav-sidorenko

из статьи Марины Константиновой,
заведующей сектором современного искусства ДВХМ

https://tramvaiiskusstv.ru/zhivopis/spisok-khudozhnikov/item/
2169-sidorenko-vyacheslav-leonidovich-1901-1944.html

 

В 2009 году в нашей Галерее проходила выставка
"Другие песни тридцатых" Лев Зевин и Вячеслав Сидоренко >>>

 

Статья Марии Валяевой "СТАРОЕ, НОВОЕ, ВЕЧНОЕ"
О творчестве Вячеслава Сидоренко  >>>

 


Базар в Ходженте. 1938. к.м. 35х47

Бухара. Этюд 1936. к.м. 40,2х49,5

В родном кишлаке. 1939 х.м. 48х62

Вечер. 1939. х.м. 54,5х40,5

ГЭС на реке Верзоб на Вахшстрое.1934.к.м. 37х52,5

Заезжий двор. Хорхана. 1936 х.м. 34,5х47

Колхозная чайхана. 1937. к.м. 39х50,2

Консервный завод. Таджикская ССЗ 1937 х.м. 62х74,5

Крытый базар. 1935.к.м. 33,4х46

Минарет 1935-1936 х.м. 50х65

На Волге. Обнажённые 1925 х.м. 50х61

На Волге. Соколова гора. 1925. х.м. 68х80

Отдых в степи. 1934. к.м. 36,5х52

Портрет девочки. 1934. к.м. 35,5х29

Посёлок под горой. 1934. к.м. 32,4х50

Рудник. 1934. к.м. 40,5х51,5

Старый город. 1939 х.м. 47х35

Уголок базара (в Таджикистане). 1936. к.м. 48х35

Улица Бухары 1935-1936 х.м. 50х43

Улица в Ходженте. 1936. к.м. 41х33,5

Улица утром. 1939. х.м. 50,5х40

Улица. 1935-1936. х.м. 44х34

Утро. Бухара. 1939.х.м. 50,5х40

Фабрика в Азии. 1934. ватман, м. 31,5х46

Чинара. 1938. к.м. 41х51

Шахтёрский посёлок под горой. 1934, к.м. 32,5х50,5

Шураб-уголь (шахта в Сулюкте),1935,к.м. 35,5х52

Шураб-уголь.1934.к.м. 32,8х43

Шураб-уголь.1934.к.м. 32,8х43

Юрты. 1934. к.м. 40х54